О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru

Рейтинг@Mail.ru



Пастор Ричард П. Бучер,
доктор богословия

Перевод:
Д. Зенченко, 2004

Проповедуют ли римские католики Евангелие?

Краткое исследование
Катехизиса Католической Церкви (1992)
 

Введение

Недавняя поездка папы на Кубу вновь привлекла внимание всего мира к римско-католическому вероисповеданию. Во что же верят римские католики? В данной статье я хотел бы ограничиться более узким рассмотрением этой темы. В соответствии с Катехизисом Католической Церкви, вышедшим в 1992 году (далее – ККЦ), провозглашают ли римские католики библейское Евангелие о том, что мы оправданы благодатью Божией через веру, независимо от дел Закона?

Тем не менее, перед тем, как отвечать на этот вопрос, требуется получить ответ на другой вопрос: достоверно ли Катехизис излагает сегодняшнее официальное вероучение римских католиков? Согласно Прологу Катехизиса, это действительно так:

«Настоящий Катехизис имеет целью представить органичное и синтетическое изложение основного и фундаментального содержания католического вероучения - как в том, что касается веры, так и в том, что касается морали, в свете Второго Ватиканского Собора и всего Церковного Предания в целом. Его главными источниками являются Священное Писание, Святые Отцы, литургия и Учительство (Magisterium) Церкви. Он предназначен служить "отправной точкой катехизисов или кратких сводов, создающихся в разных странах"». (ККЦ, 11).

Катехизис был всецело одобрен римским папой Иоанном Павлом II. [1] Поэтому можно считать этот Катехизис вполне достоверным и точным изложением веры римских католиков.

Наконец, чтобы эта короткая статья не произвела чрезмерно негативистского впечатления, необходимо сделать некоторые положительные замечания. Во-первых, те из нас, кто знаком с папистским учением 16-го века, заметят в новом Катехизисе поразительное подчеркивание тем искупления Христова и Св. Писания. Конечно, это продолжение той линии, начало которой было положено II Ватиканским собором, и мы должны это отметить.

С первой до последней страницы - иногда в превосходных и мощных выражениях - Катехизис превозносит Иисуса Христа как единственного Спасителя и Его жертвенную смерть как единственную плату за грех. С первой до последней страницы цитируется Св. Писание. Я особенно упоминаю об этом ради пользы тех, кто не слишком хорошо знаком с историей. То, что подобное происходит в католической церкви, достойно удивления.

Однако, если мы изучим Катехизис, задавшись целью найти ответ на поставленный вопрос, нашему взору предстанет существенно более мрачная картина. Мы увидим церковь, до сих пор не вполне понимающую Евангелие; церковь, не желающую расставаться с плохим богословием ее прошлого; и поэтому – в лучшем случае, церковь, подающую лишь неясные намеки о том, чем является Евангелие, а в худшем случае – извращающую Евангелие Иисуса Христа.

1. Евангелие перепутано с Законом 

Один из характерных аспектов ККЦ, имеющий тенденцию затенять Евангелие – продолжающееся смешение Евангелия с Законом. Особенно неудачен следующий пассаж, в котором неоднократно встречается странная фраза «Евангельский Закон»:

«Евангельский Закон предполагает решающий выбор "между двумя путями" и осуществление на деле слов Господа. Он сжато выражен в золотом правиле: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф 7,12). Весь Евангельский Закон заключен в "новой заповеди" Иисуса (Ин 13,34) - любить друг друга, как он возлюбил нас» (ККЦ, 1970).

Это очевидное смешение Закона и Евангелия, в действительности превращающее Евангелие в новый Закон, - трагическое извращение; ведь в Св. Писании Закон и Евангелие противополагаются друг другу! [2] Евангелие – прекрасная, добрая весть о том, что мы спасены независимо от дел Закона – в том числе заповедей, которые Христос дал точно так же, как был дан и Моисеев Закон. Как выразился в Послании к Галатам ап. Павел: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21). 

2. Оправдание перепутано с освящением

Пагубное заблуждение Тридентского собора вновь повторено в Катехизисе. Оправдание рассматривается не только как божественный вердикт, совершаемый заслугами Иисуса Христа вне нас. Оно рассматривается как прогрессивное освящение, происходящее в нас. Но превращение оправдания в освящение делает наше спасение сомнительным: если оправдание также является и «обновлением внутреннего человека», тогда наше оправдание зависит от нас, а не от Христа. Тем самым ставится под сомнение наше спасение. Когда нечто «в нас» становится основанием нашего оправдания, тогда мы стремимся быть оправданными делами Закона. Здесь применимы слова ап. Павла: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4).

В самом Св. Писании оправдание означает вердикт или декларацию Бога о том, что грешники невиновны или праведны благодаря спасительным деяниям Христа. Оправдание – вердикт, находящийся вне нас. Это - не внутреннее обновление. Это никогда не является описанием продолжающегося процесса. Для описания подобного процесса используется другое слово - «освящение». Оправдание завершено в то мгновение, когда грешник обращен через крещение и веру. Оно остается завершенным в течение всей жизни христианина - если он продолжает веровать для спасения только в Иисуса Христа. [3] Из ККЦ же следует: 

«Первое действие благодати Святого Духа - это обращение, совершающее оправдание согласно возвещению Иисуса в начале Евангелия: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 4,17). Под воздействием благодати человек обращается к Богу и отворачивается от греха, принимая, таким образом, прощение и справедливость свыше. "Оправдание, стало быть, означает не только отпущение грехов, но также освящение и обновление внутреннего человека"» [4] (ККЦ, 1989). 

«Оправдание устанавливает сотрудничество между Божией благодатью и свободой человека. Со стороны человека оно выражается в согласии в вере со Словом Божиим, зовущим его к обращению, и в содействии в любви импульсу Святого Духа, предупреждающего и хранящего его: «Когда Бог касается сердца человеческого светом Духа Святого, человек не остается пассивным, получая это вдохновение, от которого, кстати, он может и отказаться; и, тем не менее, он не может без благодати Божией, одной своей свободной волей, приготовиться к суду правды перед Богом» [5] (ККЦ, 1993). 

«Святой Дух - внутренний учитель. Рождая "внутреннего человека" (Рим 7,12; Еф 3,16), оправдание означает освящение всего существа. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. (...) Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная (Рим 6,19.22)» (ККЦ, 1995). 

3. Спасающая благодать описывается как нечто В нас 

Поскольку раздел Катехизиса, посвященный  оправданию, путает оправдание с освящением, то и раздел, посвященный благодати, делает то же самое. Благодать правильно определяется как милость Бога. К сожалению, в дальнейшем «благодать Христова» определяется как то, что вселено в нас, чтобы освятить нас, что называется «благодатью крещения»! ККЦ снова ошибочно сосредотачивает все внимание на том, что происходит В человеке, вместо того, где это должно быть: ВНЕ человека. Конечно, Св. Писание говорит о том, что возможно быть «исполненным благодати» (Ин 1:14; Деян 6:8). Но спасающая благодать - это нечто ВНЕ нас, это - незаслуженная благость или милость Бога, которой он спасает нас ради Христа по вере. [6] 2 Кор 5:17, прекрасный стих об оправдании, цитируется ККЦ как стих, говорящий об освящении! В конце концов, создается впечатление, что для ККЦ благодать является чем-то в нас, что позволяет нам совершать наше собственное спасение. Согласно Св. Писанию, благодать является полной противоположностью чему-либо в нас, что могло бы вести к упованию на наше собственное совершенство (Рим 11:6). 

«Наше оправдание происходит от Божией благодати. Благодать есть милость, безвозмездная помощь, которую Бог оказывает нам, чтобы мы ответили на Его зов - быть чадами Божиими, детьми усыновленными, причастниками Божественного естества, жизни вечной» (ККЦ, 1996). 

«Благодать Христова - безвозмездный дар, которым Бог дает нам Свою жизнь, вливаемую Святым Духом в нашу душу, чтобы исцелить ее от греха и освятить: это освящающая, или обожествляющая, благодать, получаемая при Крещении. Она в нас - источник освящения. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою (2 Кор 5:17-18)» (ККЦ, 1999). 

«Освящающая благодать - это постоянный (габитуальный) дар, устойчивое и сверхъестественное расположение, совершенствующее саму душу, чтобы сделать ее способной жить с Богом и действовать через Его любовь. Мы отличаем постоянную (габитуальную) благодать, то есть постоянное расположение жить и действовать по зову Божию, от благодати воздействующей (актуальной), то есть Божиего вмешательства у истоков обращения или в процессе освящения» (ККЦ, 2000). 

«Будучи сверхъественного порядка, благодать не познаваема опытом, но ее можно узнать только через веру. Значит, мы не можем основываться на наших чувствах или делах, чтобы, исходя из них, делать вывод, что мы оправданы и спасены. Но, согласно слову Господа: "Итак по плодам их узнаете их" (Мф 7,20), размышление о благодеяниях Божиих в нашей жизни и в жизни святых дает нам уверенность, что благодать действует в нас и побуждает нас к все большей вере и к позиции доверяющей нищеты: мы находим одну из прекрасных иллюстраций такой позиции в ответе св. Жанны д'Арк на вопрос-ловушку ее церковных судей: "На вопрос, думает ли она, что она пребывает в благодати Божией, отвечает: "Если нет, то молю Бога даровать мне ее; если да, молю Бога мне ее оставить"» (ККЦ, 2005). 

4. Человеческие заслуги являются частичным основанием для получения вечной жизни 

Хотя ККЦ решительно заявляет, что наши заслуги являются чистой благодатью, утверждения, подобные содержащимся в параграфе 2010, приводимом ниже, не могут не запутать вопрос и создать устойчивое впечатление, что мы можем заслужить для себя вечную жизнь. 

«Поскольку в порядке благодати инициатива принадлежит Богу, никто не может заслужить первичную благодать, которая находится у истоков обращения, прощения и оправдания. По внушению Святого Духа и любви мы можем затем заслужить для самих себя и для окружающих нас людей благодати, полезные для нашего освящения, для возрастания благодати и любви и для обретения вечной жизни. Даже земные блага - такие, как здоровье или дружба, - могут быть заслужены согласно мудрости Божией. Эти благодати и эти милости являются объектом христианской молитвы. Они отвечают на нашу потребность в благодати, необходимой нам для заслуживающих дел» (ККЦ, 2010). 

5. Вера является добрым делом 

В самом начале главы «Ответ человека Богу» вера определена как «послушание веры». Это - прелюдия ко всему, что следует далее. Хотя в этом разделе делается множество прекрасных утверждений о вере, бесполезно искать там замечательное определение веры, данное ап. Павлом – веры, как антитезиса к делам. О вере там обычно говорится как о работе, которую мы исполняем, а не как о доверии к божественному Евангелию. 

«Верой своей человек полностью подчиняет Богу свой разум и волю. Всем существом своим человек дает согласие Открывающему Себя Богу. Священное Писание называет этот ответ человека Богу, дающему Откровение, "послушанием веры"» (ККЦ, 143). 

«Послушание в вере означает свободное подчинение услышанному слову, ибо истинность его гарантирована Богом, Который есть сама Истина. Авраам является образцом того послушания, которое предлагает нам Священное Писание. Приснодева Мария есть наиболее совершенное его воплощение» (ККЦ, 144). 

Заключение 

Принимая во внимание вышеизложенное, на вопрос о том, преподает ли Римско-Католическая Церковь библейское Евангелие, нужно с сожалением, но твердо ответить: «нет». В некоторых параграфах Катехизиса Евангелие проповедуется, причем так, что Мартина Лютера это порадовало бы. Но в других параграфах и в Катехизисе в целом библейское Евангелие извращено и превращено в другое евангелие, которое обращает грешника внутрь себя и заставляет его сосредоточиваться на том, что совершается в нём: на сохранении им заповедей Христовых, на его собственной любви, его собственных достоинствах, его собственном прогрессирующем возрождении и т. д. Настоящее же Евангелие сосредоточивает наше внимание не на нас самих, а на Иисусе Христе, на Его совершенстве, смерти и воскресении - на Его спасительных деяниях, совершенных для нас.



[1] «Святейший Отец Иоанн - Павел II присоединился к этому пожеланию Епископского синода, признав, что "пожелание это полностью отвечает настоящей необходимости Церкви Вселенской и Церквей поместных"». (ККЦ, 10).

[2] См. Ин 1:17; Рим 1:16-17; 3:19-28; 4:1-5; 10:1-13; см. учение о духе и букве во 2 Кор 3.

[3] Это подтверждается тем, как само Св. Писание говорит об оправдании: Лк 18:14; Деян 13:38, 39; Рим 3:24; Рим 3:26; Рим 3:28; Рим 3:30; Рим 4:2; Рим 4:5; Рим 4:25; Рим 5:1; Рим 5:9; Рим 5:16; Рим 5:18; 1Кор 4:4; Гал 2:16; Гал 3:8; Гал 3:11; Гал 3:24; Гал 5:4; Тит 3:7. Обширное, но изящное определение оправдания в Формуле Согласия (Детальное изложение, III:9-11,13) также выводит на передний план ту же истину: «…что бедный грешный человек оправдан пред Богом - то есть прощен и провозглашен свободным и освобожден от всех своих грехов и от вполне заслуженного осуждающего приговора - и что он стал чадом Божьим и сонаследником вечной жизни безо всякой добродетели или достоинства с его стороны, а также безо всяких предшествующих, настоящих или последующих дел, исключительно по милости, только и всецело из-за добродетели, полной покорности, горьких страданий, смерти и воскресения нашего Господа Христа, чья покорность вменилась нам в праведность. Эти сокровища предлагаются нам Духом Святым в обетовании Святого Евангелия, и лишь только вера - это единственное средство, посредством которого мы ухватываемся (получаем), принимаем, применяем и присваиваем их себе.  Эта вера - есть дар Божий… Ибо вера оправдывает не потому, что она является добрым делом или значительной добродетелью, но по той причине, что она ухватывается за заслугу Христову в обетовании Святого Евангелия…»

[4] Последняя цитата – из постановлений Тридентского собора (1547): DS 1528.

[5] Это - также цитата из постановлений Тридентского собора: DS 1525.

[6] Деян 15:11; Рим 3:24; Рим 4:16; Рим 5:1-2; 5:15; Рим 11:6; 2 Кор 8:9; Гал 1:6; Гал 2:21; Гал 5:4; Еф 1:7; Еф 2:5,7-8; 2 Фес 2:16-17; 2 Тим 1:9; Тит 3:4-7; Евр 2:9.





Курс
"Чему учит
Церковь" - каждый вторник, 19.00
3 этаж, библиотека

Евангелическо-
лютеранская церковь
св. Екатерины
(Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж,
библиотека)

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004