О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru

Рейтинг@Mail.ru



Йон Викстрём, архиепископ Турку и Финляндии
<Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии>

Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
<Русская Православная Церковь, МП>

19 октября 1998 года, Лаппенранта

Резюме по темам “Свобода христианина, свобода Церкви, религиозная свобода” и “Отношения Церкви, государства и общества”

“Свобода христианина, свобода Церкви, религиозная свобода”

В наших дискуссиях о свободе мы отметили следующие значения этого понятия. Во-первых, свобода означает ту свободу воли, которую Бог даровал человеку при творении; во-вторых, она означает духовную свободу христианина, то есть его особую причастность Духу Святому; в-третьих, она означает совокупность всех тех прав человека, которые должны ему принадлежать в обществе и государстве. Мы решили вернуться в дальнейших переговорах специально к теме свободы воли человека в деле спасения.

1. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода отвечают замыслу Триединого Бога о человеке и тесно связаны между собой (Кол. 1. 14-18; Флп. 3. 20-21).

2. Свобода христианина - не просто свобода человека как индивида и человека как члена общества, но она есть духовная свобода от рабства греху, смерти и злу, даруемая безграничной, ищущей и спасающей человека любовью Триединого Бога, явленной в жизни, в крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, и хранимая Святым Духом: “Где Дух Господень, там свобода” (2 Кор. 3. 17). Она независима от всех земных условий и является даром Божиим, получаемым христианином в вере и Крещении, и одновременно конечной небесной целью христианина (Гал. 5. 1; Ин. 3. 16; 1 Ин. 4. 9-18; Флп. 2. 13). Этот дар Божий действует в христианине, когда он в своей жизни отвечает на любовь Божию, осуществляя двуединую заповедь о любви (Мк. 12. 29-31; Гал. 5. 6).

3. В своей полноте свобода христианина совершится лишь в вечной жизни, когда исчезнет вся поврежденность, вызванная грехом, и человек обновится в своей целостности (Откр. 21. 1-5). Но во временном бытии внутренняя и внешняя свобода христианина постоянно ограничена его эгоистическими наклонностями. Поэтому ему необходимо снова и снова внимать слову Божию, которое осуждает “ветхого человека”, призывает его к покаянию и освобождает его к радостной вере, утверждая в нем “нового человека” (Рим. 7. 14-25, 1. 16-17; 2 Кор. 5. 17-18).

4. Мир находится на пути к своей эсхатологической цели, когда вся “тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8. 20-22). Церковь занимает в этом процессе центральное место, потому что ей поручено возвещать всем освобождающее Евангелие об Иисусе Христе, о котором апостол Павел говорит: “закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти” (Рим. 8. 2), приобщать людей к Христу через Крещение, благодатно укреплять их в Евхаристии и указывать им правильный путь духовной жизни.

5. На земле неиссякаемым источником духовной свободы христианина является Церковь, потому что она - одно с вышним свободным Иерусалимом (Гал. 4. 26; Евр. 12. 22-24; Ис. 54). Церковь есть богочеловеческая реальность. С одной стороны, являясь единством Духа Святого в тех христианах, которые осуществляют в своей жизни заповеди Христовы, она не подвластна никаким человеческим ограничениям земного существования.

6. Церковь, как видимая человеческая организация, свободна тогда, когда она может жить согласно своей внутренней сущности и своему вероисповеданию, а также открыто осуществлять в своем служении порученную ей Христом задачу (Мф. 28. 18-20). Так она видимым образом является матерью веры и любви, матерью, которая рождает детей для божественной жизни. Но и тогда, когда видимая Церковь не может быть внешне свободной, она, как богоучрежденная реальность, невидимым и внутренним образом является безусловно свободной (Мф. 16. 18; Евр. 13. 8) даже тогда, когда она подвержена гонениям (Ин. 16. 33, 10. 28-29).

7. Религиозная свобода с точки зрения Божественного промышления о мире является средством, с помощью которого Триединый Бог дает Церкви внешнюю свободу действовать согласно своей сущности и своей миссии: открыто проповедовать всем Евангелие и совершать святые Таинства. С точки зрения государства и общества религиозная свобода, в свою очередь, принадлежит к общим правам человека. Защищая ее, общество одновременно заботится и о своих интересах, ибо понимает, что, поддерживая религиозную свободу, оно содействует миру и осуществлению человеческой любви как в жизни отдельных людей, так и в жизни общества в целом (Рим. 12. 18).

“Отношения Церкви, государства и общества”

8. Церкви, религиозные объединения и государство имеют во всех обществах и при различных политических системах общие точки соприкосновения, а также совпадающие интересы, затрагивающие граждан. Осуществляя общие права человека в гражданском обществе, государство должно не только пассивно разрешать религиозную свободу (так называемая отрицательная религиозная свобода), но его задачей является активное содействие праву граждан исповедовать веру и реализовывать ее на практике (так называемая положительная религиозная свобода). В этом смысле задача законодательства о религиозной свободе двояка. Законодательство должно обеспечивать возможности для исповедания веры и ее реализации на практике и одновременно предотвращать злоупотребления, совершаемые во имя религиозной свободы.

9. Церковь непрерывно живет в эсхатологическом напряжении (Рим. 8. 24-25; 1 Кор. 13. 12; 2 Кор. 5. 7). Это налагает печать на ее отношение к государству и обществу. Церковь и государство имеют разные природы и, следовательно, разные задачи. Церковь осуществляет волю Божию в мире. Она связана со временем и местом, совершая свою миссию всегда в определенном государстве и обществе. Миссия Церкви - духовная, но ее весть имеет важное общественное значение. Впрочем, несмотря на свое общественное измерение, Церковь не должна участвовать в такой политической деятельности, которая противоречит ее духовным задачам. Церковь не должна отождествляться ни с какой политической партией или группировкой.

Исполняя свою миссию, Церковь, с одной стороны, послушна власти (Рим. 13. 1-2) и молится, чтобы она поступала по воле Божией (1 Тим. 2. 1-4), с другой стороны, она всегда имеет критическую задачу по отношению к власти и обществу (Деян. 4. 19, 5. 29). Она должна пророчески напоминать о правде Божией, мире и справедливости как своим членам, так и лицам, принимающим решения в обществе (Амос 5. 24).

10. Как в России, так и в Финляндии продолжается поиск оптимальной модели церковно-государственных отношений. При развитии отношений между Церковью и государством необходимо учитывать сложившиеся в обеих странах культурные и религиозные общественные реалии. Также необходима гармонизация отношений между Церквами большинства и религиозными меньшинствами, между верующими и неверующими, а также между различными этническими и культурными группами. Это предусматривает развитие национального законодательства, подзаконных актов и административной практики государства в религиозной области. Церкви должны активно участвовать в данном процессе.

Стороны богословских собеседований выражают убежденность в том, что в обеих странах должна утверждаться наиболее типичная для государства Европы модель церковно-государственных и церковно-общественных отношений. В этой модели объединяются верность принципам религиозной свободы и широкое сотрудничество государства, общества и Церквей.

11. Церкви России и Финляндии имеют разнообразный опыт сотрудничества между Церковью, государством и обществом. Это взаимное влияние сформировало историю, культуру и национальное самосознание обоих государств.

Сотрудничество между Церковью и государством необходимо далее развивать прежде всего в таких областях, как диакония и социальная деятельность, работа с детьми и молодежью, образование и воспитание, которые все со своей стороны способствуют укреплению общественной нравственности. Государство и Церковь вместе заботятся о своем историческом и культурном наследии.

Государство и Церковь служат членам общества в разных областях человеческой жизни. Они имеют особую задачу заботиться о сохранении мира как в своих обществах, так и во всем мире. Церковь служит гражданам своего общества, заботясь о религиозной работе также в армии, больницах и тюрьмах.

Сотрудничество Церкви и государства, а также Церкви и общества гармонирует с принципом религиозной свободы и развивает его конструктивным и положительным образом, открывая новые перспективы для созидания и преображения души человека, души наших народов и души Европы.

12. Согласно нашему общему пониманию, христианские Церкви должны иметь связь между собой, чтобы исполнить свою задачу в мире.

Говоря о членстве наших Церквей в Конференции Европейских Церквей и ее комиссии “Церковь и общество”, мы считаем, что в этих и прочих межхристианских связях можно использовать общий опыт и общие мнения об отношениях между Церковью и государством, а также между Церковью и обществом.

Необходимо вместе поощрять активный вклад христиан в общеевропейские процессы, поддерживать и развивать связи Церквей с европейскими институциями. Церкви вносят в эти политические и общественные процессы свою более широкую точку зрения о всей Европе, в которой есть место многообразию языков, культур и религий.

Copyright © 1998
Служба коммуникации Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата





Библиотека Евангелическо-
лютеранской церкви
св. Екатерины Адрес: Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004