|
Йон Викстрём, архиепископ Турку и Финляндии
<Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии>
Владимир, митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский
<Русская Православная Церковь, МП>
19 октября 1998 года, Лаппенранта
Резюме по темам “Свобода христианина,
свобода Церкви, религиозная свобода” и “Отношения Церкви,
государства и общества”
“Свобода христианина, свобода Церкви,
религиозная свобода”
В наших дискуссиях о свободе мы отметили следующие
значения этого понятия. Во-первых, свобода означает ту свободу
воли, которую Бог даровал человеку при творении; во-вторых,
она означает духовную свободу христианина, то есть его особую
причастность Духу Святому; в-третьих, она означает совокупность
всех тех прав человека, которые должны ему принадлежать
в обществе и государстве. Мы решили вернуться в дальнейших
переговорах специально к теме свободы воли человека в деле
спасения.
1. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная
свобода отвечают замыслу Триединого Бога о человеке и тесно
связаны между собой (Кол. 1. 14-18; Флп. 3. 20-21).
2. Свобода христианина - не просто свобода
человека как индивида и человека как члена общества, но
она есть духовная свобода от рабства греху, смерти и злу,
даруемая безграничной, ищущей и спасающей человека любовью
Триединого Бога, явленной в жизни, в крестной смерти и Воскресении
Иисуса Христа, и хранимая Святым Духом: “Где Дух Господень,
там свобода” (2 Кор. 3. 17). Она независима от всех земных
условий и является даром Божиим, получаемым христианином
в вере и Крещении, и одновременно конечной небесной целью
христианина (Гал. 5. 1; Ин. 3. 16; 1 Ин. 4. 9-18; Флп. 2.
13). Этот дар Божий действует в христианине, когда он в
своей жизни отвечает на любовь Божию, осуществляя двуединую
заповедь о любви (Мк. 12. 29-31; Гал. 5. 6).
3. В своей полноте свобода христианина совершится
лишь в вечной жизни, когда исчезнет вся поврежденность,
вызванная грехом, и человек обновится в своей целостности
(Откр. 21. 1-5). Но во временном бытии внутренняя и внешняя
свобода христианина постоянно ограничена его эгоистическими
наклонностями. Поэтому ему необходимо снова и снова внимать
слову Божию, которое осуждает “ветхого человека”, призывает
его к покаянию и освобождает его к радостной вере, утверждая
в нем “нового человека” (Рим. 7. 14-25, 1. 16-17; 2 Кор.
5. 17-18).
4. Мир находится на пути к своей эсхатологической
цели, когда вся “тварь освобождена будет от рабства тлению
в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8. 20-22). Церковь занимает
в этом процессе центральное место, потому что ей поручено
возвещать всем освобождающее Евангелие об Иисусе Христе,
о котором апостол Павел говорит: “закон духа жизни во Христе
Иисусе освободил меня от закона греха и смерти” (Рим. 8.
2), приобщать людей к Христу через Крещение, благодатно
укреплять их в Евхаристии и указывать им правильный путь
духовной жизни.
5. На земле неиссякаемым источником духовной
свободы христианина является Церковь, потому что она - одно
с вышним свободным Иерусалимом (Гал. 4. 26; Евр. 12. 22-24;
Ис. 54). Церковь есть богочеловеческая реальность. С одной
стороны, являясь единством Духа Святого в тех христианах,
которые осуществляют в своей жизни заповеди Христовы, она
не подвластна никаким человеческим ограничениям земного
существования.
6. Церковь, как видимая человеческая организация,
свободна тогда, когда она может жить согласно своей внутренней
сущности и своему вероисповеданию, а также открыто осуществлять
в своем служении порученную ей Христом задачу (Мф. 28. 18-20).
Так она видимым образом является матерью веры и любви, матерью,
которая рождает детей для божественной жизни. Но и тогда,
когда видимая Церковь не может быть внешне свободной, она,
как богоучрежденная реальность, невидимым и внутренним образом
является безусловно свободной (Мф. 16. 18; Евр. 13. 8) даже
тогда, когда она подвержена гонениям (Ин. 16. 33, 10. 28-29).
7. Религиозная свобода с точки зрения Божественного
промышления о мире является средством, с помощью которого
Триединый Бог дает Церкви внешнюю свободу действовать согласно
своей сущности и своей миссии: открыто проповедовать всем
Евангелие и совершать святые Таинства. С точки зрения государства
и общества религиозная свобода, в свою очередь, принадлежит
к общим правам человека. Защищая ее, общество одновременно
заботится и о своих интересах, ибо понимает, что, поддерживая
религиозную свободу, оно содействует миру и осуществлению
человеческой любви как в жизни отдельных людей, так и в
жизни общества в целом (Рим. 12. 18).
“Отношения Церкви, государства и общества”
8. Церкви, религиозные объединения и государство
имеют во всех обществах и при различных политических системах
общие точки соприкосновения, а также совпадающие интересы,
затрагивающие граждан. Осуществляя общие права человека
в гражданском обществе, государство должно не только пассивно
разрешать религиозную свободу (так называемая отрицательная
религиозная свобода), но его задачей является активное содействие
праву граждан исповедовать веру и реализовывать ее на практике
(так называемая положительная религиозная свобода). В этом
смысле задача законодательства о религиозной свободе двояка.
Законодательство должно обеспечивать возможности для исповедания
веры и ее реализации на практике и одновременно предотвращать
злоупотребления, совершаемые во имя религиозной свободы.
9. Церковь непрерывно живет в эсхатологическом
напряжении (Рим. 8. 24-25; 1 Кор. 13. 12; 2 Кор. 5. 7).
Это налагает печать на ее отношение к государству и обществу.
Церковь и государство имеют разные природы и, следовательно,
разные задачи. Церковь осуществляет волю Божию в мире. Она
связана со временем и местом, совершая свою миссию всегда
в определенном государстве и обществе. Миссия Церкви - духовная,
но ее весть имеет важное общественное значение. Впрочем,
несмотря на свое общественное измерение, Церковь не должна
участвовать в такой политической деятельности, которая противоречит
ее духовным задачам. Церковь не должна отождествляться ни
с какой политической партией или группировкой.
Исполняя свою миссию, Церковь, с одной стороны,
послушна власти (Рим. 13. 1-2) и молится, чтобы она поступала
по воле Божией (1 Тим. 2. 1-4), с другой стороны, она всегда
имеет критическую задачу по отношению к власти и обществу
(Деян. 4. 19, 5. 29). Она должна пророчески напоминать о
правде Божией, мире и справедливости как своим членам, так
и лицам, принимающим решения в обществе (Амос 5. 24).
10. Как в России, так и в Финляндии продолжается
поиск оптимальной модели церковно-государственных отношений.
При развитии отношений между Церковью и государством необходимо
учитывать сложившиеся в обеих странах культурные и религиозные
общественные реалии. Также необходима гармонизация отношений
между Церквами большинства и религиозными меньшинствами,
между верующими и неверующими, а также между различными
этническими и культурными группами. Это предусматривает
развитие национального законодательства, подзаконных актов
и административной практики государства в религиозной области.
Церкви должны активно участвовать в данном процессе.
Стороны богословских собеседований выражают
убежденность в том, что в обеих странах должна утверждаться
наиболее типичная для государства Европы модель церковно-государственных
и церковно-общественных отношений. В этой модели объединяются
верность принципам религиозной свободы и широкое сотрудничество
государства, общества и Церквей.
11. Церкви России и Финляндии имеют разнообразный
опыт сотрудничества между Церковью, государством и обществом.
Это взаимное влияние сформировало историю, культуру и национальное
самосознание обоих государств.
Сотрудничество между Церковью и государством
необходимо далее развивать прежде всего в таких областях,
как диакония и социальная деятельность, работа с детьми
и молодежью, образование и воспитание, которые все со своей
стороны способствуют укреплению общественной нравственности.
Государство и Церковь вместе заботятся о своем историческом
и культурном наследии.
Государство и Церковь служат членам общества
в разных областях человеческой жизни. Они имеют особую задачу
заботиться о сохранении мира как в своих обществах, так
и во всем мире. Церковь служит гражданам своего общества,
заботясь о религиозной работе также в армии, больницах и
тюрьмах.
Сотрудничество Церкви и государства, а также
Церкви и общества гармонирует с принципом религиозной свободы
и развивает его конструктивным и положительным образом,
открывая новые перспективы для созидания и преображения
души человека, души наших народов и души Европы.
12. Согласно нашему общему пониманию, христианские
Церкви должны иметь связь между собой, чтобы исполнить свою
задачу в мире.
Говоря о членстве наших Церквей в Конференции
Европейских Церквей и ее комиссии “Церковь и общество”,
мы считаем, что в этих и прочих межхристианских связях можно
использовать общий опыт и общие мнения об отношениях между
Церковью и государством, а также между Церковью и обществом.
Необходимо вместе поощрять активный вклад
христиан в общеевропейские процессы, поддерживать и развивать
связи Церквей с европейскими институциями. Церкви вносят
в эти политические и общественные процессы свою более широкую
точку зрения о всей Европе, в которой есть место многообразию
языков, культур и религий.
Copyright © 1998
Служба коммуникации Отдела внешних церковных сношений Московского
Патриархата
|
|