БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (1906-45), нем. лютеранский богослов. Род. в
Бреслау в семье профессора психиатрии. Несмотря на религ. индифферентизм семьи,
рано решил стать пастором. Изучал богословие в ун-тах Тюбингена и Берлина.
Испытал влияние идей Барта. Получив ученую степень, преподавал в Нью-Йоркской ДС
(1930-31), после чего был пастором в учебных заведениях Берлина и Лондона.
Занимался экуменич. деятельностью. Когда к власти пришел Гитлер, Б., человек
глубокой веры, сильной воли, проникнутый живым нравств. чувством, не смог
оставаться в бездействии и присоединился к антинацистской «Исповеднической
церкви» (в к-рую входили Борнкам, Рад и др. богословы). Он создавал христ.
группы, к-рые практиковали новые формы духовного общения, выступал с проповедями
и докладами. Вскоре власти лишили его ученых степеней, запретили проповедовать,
печататься и, наконец, выслали из Берлина. Несмотря на приглашение американских
друзей, Б. остался в Германии, принял активное участие в антинацист. подполье. В
1943 был арестован вместе с членами заговора Канариса и за месяц до конца войны
повешен.
В 1933 в Мюнхене вышла его книга «Творение и Грехопадение» («Sch”pfung und Fall»),
впоследствии переизданная и переведенная на англ. яз. («Creation and Fall. A
Theological Interpretation of Genesis 1-3», L., 1959), в к-рой Б. раскрывал
смысловую структуру первых трех глав Кн.Бытия. Это была единств. его работа по
Свящ. Писанию, изданная при жизни, если не считать проповедей на Ев. от Матфея,
вошедших в книгу «Следование за Христом» («Nachfolge», MЃnch., 1937).
Одним из важнейших произведений протестантской мысли 20 в. стали посмертно
опубликованные письма Б. из тюрьмы. В них отразился опыт богослова, оказавшегося
среди людей, многие из к-рых не разделяли его веры. Сближение с ними привело Б.
к выводу, что христиане утратили язык, понятный совр. миру. По убеждению Б.,
Бультман, предложивший в 1941 демифологизацию НЗ, «пошел недостаточно далеко»,
ибо вся традиционная церковность (в данном случае, протестантская), или, по
выражению Б., «религиозность», перестала удовлетворять «повзрослевший» мир,
готовый обойтись без религии. Б. поставил вопрос: как в таких условиях возвещать
о Христе? Ответ, как ему казалось, он нашел в Библии, к-рая открывает Бога в
конкретной жизненной реальности. Б. считал, что жизненная реальность далека от
метафизики и не ограничивается личной религиозностью. «Нужно найти Бога в сердце
нашей жизни, — писал Б., — в жизни, а не только в смерти, в силе и радости, а не
только в страданиях, в наших делах, а не только в грехе».
Нарративные части ВЗ, к-рые изображают человека во всей противоречивости его
взлетов, падений и страстей, указывают на посюстороннюю жизнь как арену Божьих
деяний. Бог не действует в какой-то автономной сфере; поэтому нельзя ограничить
христ. сотериологию рамками «религии». Подтверждение этому тезису Б. искал у ап.
Павла. «Я думаю, — писал он, — что вопрос Павла, является ли обрезание
необходимым для оправдания, стал сегодня вопросом о необходимости религии для
спасения. Свобода от обрезания и есть свобода от религии». В письмах Б. наметил
лишь контуры этого «безрелигиозного христианства», не успев развить своих мыслей
до конца. Во всяком случае, он искренне верил, что свидетельство о Христе должно
проявляться в следовании по Его крестному пути, во включении христ. идеалов в
самую гущу «мирской» деятельности. При этом, говорил Б., «мы всегда должны жить
в близости к Богу, потому что в этом новизна жизни; тогда не будет ничего
невозможного, ибо с Богом все возможно; никакая земная сила не может коснуться
нас без Его воли, и опасность лишь приближает нас к Нему. Мы не можем просить
ничего для себя, но мы можем молиться за всех. Наша радость скрыта в страдании,
наша жизнь — в смерти. Но всегда нас поддерживает чудесное братство. Все это
благословил Бог во Иисусе, и это твердая основа, на которой мы стоим».
Идеи Б. оказали большое влияние на многих богословов, преимущественно
протестантских (Тиллих, Эбелинг, Робинсон Джон и др.). Однако было отмечено, что
он скорее поставил вопросы о реинтерпретации Библии и христианства, чем разрешил
их. Его мысль о «безрелигиозном христианстве», вопреки его намерению, была
чревата отказом от важнейших догматов, учений и символов Церкви, растворением
христ. самосознания в общем потоке жизни и мысли. Б. прошел мимо сложной
диалектики «мирского» и «священного», к-рая свойственна Писанию. Спорной
является и его концепция о «повзрослевшем» мире. По иронии судьбы она была
предложена им в годы господства тирании, нравств. одичания, политич.
идолопоклонства и безумия.
(А. Мень. Библиологический словарь - http://www.krotov.org)
|