О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru



Генрих Фаусель

Мартин Лютер. Жизнь и дело

В МАГДЕБУРГЕ И ЭЙЗЕНАХЕ

Весной 1496 г. Мартин, следуя тогдашнему школьному обычаю, отправился для продолжения учебы вместе с Гансом Рейнеке, сыном мансфельдского плавильных дел мастера, в первую в своей школьной жизни поездку в Магдебург. Позже, в одном из писем (1), рассказывал он, что там [в Магдебурге] он учился в школе «уничижающих себя братьев», или «братьев общей жизни». Это было похожее на монашеский орден сообщество, [ставившее своей целью] попечение о монашеском благочестии и бесхитростную любовь к ближнему. Неизгладимый след в его [Лютера] памяти оставил [повстречавшийся ему на улице] францисканец, который, будучи, выходцем из высокопоставленного рода, подвергал себя монашескому самоуничижению (2).

Уже через год [в 1497 г.] переехал подросток Лютер в Эйзенах, чтобы продолжить учебу. Очевидно, [он перебрался туда] потому, что там жили его многочисленные родственники (3). Из них ему был особенно близок кюстер [причетник] церкви Св. Николая Конрад Хуттер, которого он позже пригласил на праздник своей первой мессы. Но [материально] родственники мало чем могли помочь ему; во всяком случае должен был Лютер и в Магдебурге, как когда-то в Эйзенахе, по его собственным словам, добывать себе пропитание пением под окнами горожан (4). [Впрочем], это был [тогда] общепринятый школьный обычай, которым не гнушались и дети из хорошо обеспеченных семей. В школе при церкви Св. Георгия, которую Мартин посещал во время своего четырехлетнего пребывания в Эйзенахе, учился он, как ученик старших классов, всему тому, что ему могла дать школа его времени: в особенности умению бегло говорить на латыни, читать латинские тексты и сочинять латинские стихи. В патрицианских семьях Котта и Шальбе (5), которые находились друг с другом в родственных отношениях, Лютер нашел не только кров и стол, но и защиту от тех случайностей и опасностей, которые подстерегают странствующего школяра, и близко соприкоснулся с настоящим церковным благочестием. Особое участие к нему проявил друживший с этими семьями викарий монастыря Св. Марии Иоганн Браун. Прекрасным свидетельством преисполненной любовью привязанности к своему эйзенахскому другу, которую Лютер сохранил [на долгие годы], является его письмо от 22 апреля 1507 г., в котором он приглашал Брауна на праздник своего посвящения в священники.

1. У «уничижающих себя братьев» в Магдебурге. Из письма от 15 июня 1522 г. из Виттенберга в Магдебург  бургомистру Клаусу Шторму

Это правда, что я встречался с Вами не в Вашем доме, а у доктора Павла Мосхауэра [1] , когда он был официалом, а Вы несколько раз бывали у него в гостях. Это было в то время, когда я с Гансом Рейнеке [2] ходил в школу «уничижающих себя братьев».

 BR. 2, 563, 4 и сл.

2. Князь-францисканец

Когда я, четырнадцатилетний [подросток], ходил в Магдебурге в школу, я собственными глазами видел князя Ангальтского, брата настоятеля кафедрального собора, а позже — епископа Адольфа Мерзебургского. Он (князь Ангальтский) в капюшоне францисканца шел по широкой улице, возвращаясь после сбора подаяния, и как осел нес мешок с хлебом, сгибаясь под его тяжестью до земли. А рядом с ним шествовал его собрат, безо всякого груза, чтобы благочестивый князь являл собой миру высший пример беспросветной, беспокойной святости. Она его так преобразила, что он наравне со своими собратьями выполнял в монастыре все другие работы; и он так постился, отдавался ночным бдениям, бичевал себя, что выглядел как смерть — кожа да кости; вскоре после этого он умер... Кто его видел, благоговейно вздыхал и стыдился своей принадлежности к [светскому] сословию.

Из сочинения «Ответственность за явный мятеж»
(
«Verantwor­tung des aufgelegten Aufruhrs») (1533). WA 38, 105, 8 и сл.

3. Эйзенахские родственники. Из письма от 14 января 1520 г., отправленного из Виттенберга придворному проповеднику Георгу Спалатину

В Эйзенахе жила почти вся моя родня, и меня все знали, даи сейчас встречают хорошо; ведь я там четыре года усердно изучал науки: ни в каком другом городе не знают меня лучше. Там один считал меня, сына Лютера, своим внуком, другой — дядей, еще кто-то — двоюродным братом (а их у меня там было много). Но я думаю: они не суетились бы так, если бы знали, что мои отец и мать — выходцы из Богемии, т.е. совсем не те люди, которые родились в их местах [3] .

 BR. I, 610, 20 и cл.

4. О пении ради куска хлеба

Не презирай детей и подростков, которые стучатся к тебе в дверь, поют хором и молят: «[Подайте] кусочек хлеба, ради Бога!» Ты слышал, что говорится в Псалме о великих князьях и господах [4] . Я также был одним из таких подростков, поющих ради куска хлеба [5] , и выпрашивал хлеб у дверей, особенно в Эйзенахе — моем любимом городе. А позже мой дорогой отец с любовью и верностью обеспечивал меня в высшей школе в Эрфурте и помогал мне, неутомимо работая и проливая соленый пот до тех пор, пока я не стал на ноги. Но, как бы то ни было, я был одним из подростков, поющих ради куска хлеба.

Из «Eine Predigt, daß man Kinder zur Schulen halten sollen» (1530).
WA 30, 2, 576, 9 и сл.

5. Семья Шальбе в Эйзенахе

Он [Лютер] учился в школе в Эйзенахе и ходил от дома к дому, выпрашивая [кусок] хлеба; затем его поддерживала [семья] эйзенахского бюргера Генриха [Шальбе] [6] , а он [Мартин] провожал его сына в школу.

Из TR 5, 5362 (Лето 1540).


[1] Пауль Мосхауэр – происходил из Мансфельда и был в Магдебурге официалом, т. е. чиновником при епископе, ведавшим правовыми вопросами и светскими делами.

[2] С Гансом Рейнеке, ставшим позже в Мансфельде плавильных дел мастером, Лютер дружил до его смерти, последовавшей в 1538 г.

[3] Мои отец и мать – выходцы из Богемии – Лютер высмеивает здесь своих противников, которые говорили о его богемском, т.е. гуситско-еретическом происхождении.

[4] Лютер имеет в виду Пс. 113 (112), 5-8, где говорится о том, что по воле Божией бедняки и люди низкого происхождения могут быть призваны к тому, чтобы наряду с князьями управлять страной и людьми.

[5] Лютер говорит о том, что он был одним из «Partekenhengst» (die Parteke— кусочек, кусочек хлеба; der Hengst - приспособление для ношения чего-либо). В Германии словом «Partekenhengst» называли школяров, поющих кусочка хлеба ради под окнами горожан.

[6] В приписке к приводимому в этой книге письму от 22 апреля 1507 г., адресованному викарию монастыря Иоганну Брауну, Лютер с благодарностью вспоминал о семье Шальбе.





Курс
"Чему учит
Церковь" - каждый вторник, 19.00
3 этаж, библиотека

Евангелическо-
лютеранская церковь
св. Екатерины
(Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж,
библиотека)

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004