О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru



Генрих Фаусель

Мартин Лютер. Жизнь и дело

ВРЕМЯ УЧЕБЫ В ЭРФУРТЕ

В апреле 1501 г. Лютер стал студентом университета в Эрфурте — богатом, удобно расположенном городе. Высшая школа Эрфурта была тогда в полном расцвете. Даже в позднейших высказываниях Лютера (1) звучит его восхищение великолепием Эрфуртского университета, радостное изумление от проводившихся там помпезных праздников и сожаление об упадке его былого величия.

Лютер жил в бурсе Св. Георгия. Он попал в мир, который внешне мало чем отличался от его прежнего школьного мира. Здесь, как и там, царили твердые церковные порядки с ежедневным, строго регламентированным молением, церковными процессиями и неусыпный надзор за соблюдением всех церковных предписаний. Да, в бурсах были почти такие же порядки, как и в монастырях; до мелочей регламентировалось всё: работа, свободное время, пища и одежда.

Что же должен был преодолеть учащийся? Что он должен был осознанно переварить и усвоить? Прежде всего — титанические труды схоластики, средневековой академической науки, целью которой было: отталкиваясь от Откровения, с помощью разума постичь мир. Конечно, в это время заметно ослабло влияние Фомы Аквинского [1] , который соединил несоединимое: Откровение и разум, Священное Писание и натурфилософское познание, Церковь и мир, Христа и Аристотеля. Согласно учению Фомы, видимый и невидимый миры представляют собой единство; края пропасти между Творцом и творением соединены ангельским мостом, вверху и внизу теснятся силы, которые заполняют собой Вселенную; противоречие между верой и разумом невозможно, так как первая и второй питаются из одного источника — мудрости Божией. Более того, разум может превзойти многое из того, что содержит Откровение, но войти в противоречие с ним [Откровением] разум не может.

Конечно, в то время, [когда учился Лютер], влияние Фомы Аквинского уже заметно ослабло. Еще Дунс Скотт [2] — теологический противник Фомы, разграничил две сферы [Откровение и разум] таким образом, что предоставил разуму, который [он считал] как ограниченным, так и могущественным, намного больше, по сравнению с Фомой, возможностей в [познании] естественных вещей. [По мнению Д. Скотта], Бог, Который является совершенной и ничем не ограниченной волей, открывает Себя не разуму, а вере. Так был сделан сильный акцент на непостижимости веры разумом. И христианин в повседневной жизни должен [не рассуждать о вере], а жить в соответствии с ней. Теология же, как практическая дисциплина, должна не возвышаться над философией, а находиться с ней на одной ступени.

Вильям Оккам [3] , учение которого в Эрфуртском университете высоко почиталось, в отличие от Фомы, совсем не касался непосредственного и опосредствованного соответствия веры и разума, а, развивая дальше мысли Дунса Скотта, еще резче подчеркнул [необходимость] полного разграничения [этих сфер]. По его [Оккама] мнению, разум вообще не может достичь правильного познания веры. Оккам считал, что ни одно из общих положений веры (о существовании и триединстве Бога, о бессмертии души), которые для Фомы были не подлежащими сомнению истинами разума, нельзя доказать средствами естественного разума. Это разграничение [веры и разума], разумеется, способствовало, с одной стороны, росту авторитета церковного учения об Откровении, а с другой стороны,— попыткам более основательного исследования естественнонаучных областей, относящихся к сфере разума.

В основе учебного процесса средневекового университета все еще лежали, правда, с некоторыми изменениями и дополнениями, «семь свободных искусств». С античных времен они считались необходимой составной частью высшего образования. В соответствии с этим университет включал [в программу] своего низшего отделения т. наз. артистического факультета, частично уже изучавшийся в школе и состоявший из грамматики, диалектики и риторики, [т. наз.] «тривиум» (три пути знания). Студент должен был научиться раскрывать содержание основных понятий и ясно и правильно излагать свои мысли. После этого обращали внимание на предметный мир, изучение которого обеспечивалось науками «квадривиума». Этими «четырьмя путями знания» были арифметика, астрономия, геометрия и музыка.

Большое значение в этом учебном процессе (в том числе и в высших школах оккамистского направления!) придавалось изучению трудов греческого философа Аристотеля, в тени могучей фигуры которого находилось всё остальное.

Когда Лютер — уже в 1502 г.— стал бакалавром, т. е. получил низшую академическую степень, за его плечами была основательно изученная «Логика» Аристотеля; когда он в январе 1505 г., по окончании учебы на артистическом факультете получил степень магистра, то, кроме наук старого квадривиума, он основательно знал естественнонаучные, политические, этические и метафизические труды Аристотеля. Прилежно изучив Аристотеля (2), Лютер позже высказывал резкие суждения о нем и отвергал его. Намного выше Аристотеля он ставил Цицерона — римского государственного деятеля и философа (З), которого он также глубоко изучил в Эрфурте, и этику Ветхого Завета(4). Главные же ошибки аристотелевской метафизики он без обиняков осуждал (5).

Хотя Лютер позже критически относился к схоластике и к университетским занятиям, результаты эрфуртского периода его жизни были немалыми. Этим годам он обязан прежде всего освоением методов научной работы и понятийного аппарата [науки] своего времени, основательному ознакомлению с зачастую формальной, но все же небесплодной [философской] мыслью; в этом отношении он признавал как Аристотеля (2), так и Оккама (6), которого, как реформатор, называл своим учителем (TR 2, 2544 а). К тому же усвоил он множество позитивных знаний, которые позже довольно часто использовал: многие суждения Лютера – о совместной жизни людей, задачах государства, цели земного общественного порядка – свидетельствует о влиянии [опыта] эрфуртского периода его жизни. Его антипатия к научно несостоятельной астрологии (7), высокая оценка точной науки – математики (8), его астрономические, «современные» для той эпохи познания (9) ведут свое начало от лет учебы в Эрфурте. Но новый гуманистический идеал образования, который зарождался на основе возрождения классической древности, в то время ещё не был близок ему, несмотря на то, что в Эрфурте он прочитал произведения некоторых латинских классиков – Овидия, Вергилия, Плавта – и поддерживал дружеские отношения с Иоганном Эгером из Дорнхейма, который позже стал гуманистом (10).

О благочестии и внутренней духовной жизни молодого студента нам известно мало. Ничто не свидетельствует о том, что Лютер в Эрфурте сворачивал с путей, проложенных Церковью и университетом. В минуту опасности, когда во время каникул на пути домой, неподалеку от Эрфурта, его застала гроза, он обратился за утешением и помощью к Матери Божьей Марии (11). В Эрфурте он впервые увидел Библию (12), но до серьезного изучения Священного Писания дело не дошло. После получения степени магистра перед Лютером открывалась возможность продолжения учебы на одном из трех «высших» факультетов. Нужно было сделать выбор между теологическим, юридичес­ким и медицинским факультетами. Лютер, по совету отца, остановил свой выбор на изучении права. Но в конечном счете получилось, что надеждам отца и собственным планам Мартина не суждено было сбыться: озаренный бликами пламени, занявшегося от молнии, неподалеку от деревни Штоттернхейм, он дал обет стать монахом — и через непродолжительное время после этого, 17 июля 1505 г., друзья проводили его к воротам Черного монастыря в Эрфурте (13).

1. Высшая школа в Эрфурте

Раньше тот [Эрфуртский] университет был настолько популярен, что все остальные университеты [в сравнении с ним], оценивались и порицались как партикулярные школы [4] . Правда, [ныне] это великолепие полностью исчезло, кануло в Лету. Что за зрелище была промоция магистров [5] , когда впереди них несли факелы! Я не думаю, что какой бы то ни было светский праздник, можно было сравнить с этим. Такие же пышные торжества устраивались и по случаю промоции докторов: скакали на лошадях вокруг города. Всё это пришло в упадок. Но я хотел бы, чтобы и сегодня было так.

 TR 2, 2788 b (Сентябрь-ноябрь 1532).

2. Изучение Аристотеля

Доктор Лютер говорил, что он когда-то прилежно читал сочинения Аристотеля [6] и что последнего нужно высоко ценить за то, что он придерживался [научного] метода. С другой же стороны, [по мнению Лютера], не дает он ничего значительного, поскольку не имеет никакого представления о душе, о Боге и о бессмертии души. И [в доказательство этого] он [Лютер] привел отдельные места [из сочинений Аристотеля].

Из TR 3, 3608 (Июнь-июль 1537).

Сочинения Аристотеля о физике, метафизике и о душе являются его лучшими книгами. Я могу судить о них, потому что полностью понимаю их. «Метафизика» говорит о бытии, «Физика» — о становлении; в понимании двух этих [предметов] и заключается всё искусство Аристотеля.

Из TR 1, 135 (Ноябрь-декабрь 1531).

3.Сравнение Аристотеля с Цицероном

Цицерон [7] значительно превосходит Аристотеля в физике [8] и в учении. [Сочинение] Цицерона «Об обязанностях» во многом превосходит «Этику» Аристотеля; кроме того, Цицерон - человек, отягощенный заботами и полезной для общества работой, заметно возвышается над праздным ослом Аристотелем, у которого в избытке были и деньги, и свободное время. Цицерон отважился дать ответ на важнейшие вопросы физики: есть ли Бог, каковы свойства Бога, заботится ли Он о человеческих делах? И [он утверждает]: должна быть вечная душа и т. д. Правда, Аристотель был выдающимся и ловким диалектиком, придерживавшимся [научного] метода. Но он не раскрывал, как Цицерон, саму сущность вещей. Кто хочет знать истинную философию, должен читать Цицерона.

TR 2, 2412 (Январь 1532).

4. Различие между Аристотелем и проповедником Соломоном

Различие между этикой Аристотеля и проповедника [Соломона] заключается в том, что Аристотель мерой значимости жизни считал разум, предписывающий наилучшее, а проповедник [Соломон] — послушание заповедям Божьим.

Из TR 1, 168 (Январь-март 1532).

5. Резкое суждение об учении Аристотеля о Боге

В двенадцатой книге «Метафизики» он [Аристотель] отмечает: «Высшее Существо всматривается в Самое Себя; если же Оно посмотрело бы вокруг Себя, то увидело бы жалкое состояние мира». В этом месте клевещет он на хранящего молчание Бога [9] . 

Из TR 1, 135 (Ноябрь-декабрь 1531).

Аристотель не верит, что Бог заботится о человеческих делах, или, если он допускает это, то считает, что Бог управляет миром так, как спящая мать качает [колыбель] своего ребенка.

Из TR 5, 5440 (Лето-осень 1542).

Философия Аристотеля гласит: вымой мне шкуру, не намочив меня!

Из TR l, 155 (Декабрь 1531 — январь 1532).

6. Искусство мастера Оккама

Один Оккам [10] понимал диалектику, ее сущность — определение понятий и проведение между ними различия. Но он не смог этого выразить.

Из TR 1, 193 (Февраль-март 1532).

7. Отрицание астрологии

Астрология — не наука, потому что у нее нет ни принципов, ни доказательств. Черпая суждения из результатов [деятельности] и отдельных случаев, она заявляет: Это случилось и раз, и два — поэтому так будет происходить всегда. Предписания, которые сбываются, кладет она в основу своих суждений; о несбывшихся же предсказаниях она умалчивает.

Из TR 3, 2834 b (Декабрь 1532).

8. Похвала астрономии и математике

Я люблю астрономию и математику, которые пребывают в области доказуемого; об астрологии я этого сказать не могу!

 TR 2, 2413 а (Январь 1532).

9. Удивление по поводу движения неба

Астрономия — древнейшая наука. Она дала толчок развитию многих искусств. Древние, особенно евреи, ей вполне доверяли. Все с величайшим прилежанием наблюдали движение неба, следуя словам Бога, обращенным к Аврааму (Быт.15, 5): «Посмотри на небо, и сосчитай звезды».

Затем он [Лютер] говорил о трех видах движения неба.

Первый вид — это первоначальное движение и вращение [небесной сферы], которая, наверное, приводится в столь быстрое движение ангелом; в течение 24 часов, т. е. мгновенно, небесная махина совершает оборот в тысячи миль. Есть что-то поразительное в том, как такая громадная махина небосвода за такое короткое время совершает круговое обращение. Если бы солнце и звезды были из железа, серебра, золота, то при таком сверхбыстром движении они должны были бы расплавиться. Кроме того, одна звезда больше, чем Земля, а посмотри: на небе столько звезд, что их не сосчитать!

Второе движение — это собственное движение планет.

Третье движение — колебание. Оно открыто лишь недавно и о нем еще ничего не известно.

Из TR 2, 2730 b (Сентябрь-ноябрь 1532).

10. В кругу друзей. Из письма Крота Рубиана [11] из Бамберга, адресованного Лютеру в Виттенберг (28 апреля 1520 г.)

Когда-то в вашем дружеском кругу ты был известен как музыкант и хорошо образованный философ. 

Вг. 2, 91, 141 и сл.

Из письма Крота Рубиана из Болоньи, адресованного Лютеру в Виттенберг (16 октября 1519 г.)

Моя любовь к Тебе, уважаемый и столь дорогой для меня Мартин, не угасает по двум причинам. [Во-первых], потому что мы, как ближайшие друзья, вместе усердно занимались в Эрфурте благородными искусствами. Это было в юности, т.е. тогда, когда закладывается основа для теснейшей дружбы между родственными душами. [Во-вторых], потому что мы обрели в Тебе превосходного поборника истинного благочестия, которое Ты так храбро защищаешь со щитом Священного Писания в то время, когда другие пытаются разрушить его в надежде извлечь из этого выгоду.

Вг. 1, 541, 3 и сл.

11. Несчастный случай, происшедший с Лютером около Эрфурта

Когда он [Лютер] отправился [из Эрфурта] на родину, то в пути случайно поранил шпагой бедро и повредил главную артерию. Это случилось посреди поля; с ним был один-единственный спутник, а [от Эрфурта они] удалились на полмили. Это расстояние, равное пути от Эйча до Виттенберга. Кровотечение было обильным и не прекращалось. Когда он дотронулся до бедра, то заметил, что оно сильно опухло. Через некоторое время из города привезли врача, который перевязал рану. Находясь в смертельной опасности, он [Лютер] воскликнул: «О, [Дева] Мария, помоги!» «Тогда, — вспоминал он, — я умер бы заМарию [Деву]». Ночью, когда он лежал в постели, рана вновь открылась; он истекал кровью и вновь звал [Деву] Марию. Это было в пасхальный вторник.

TR 1, 119 (Ноябрь 1531).

12. Первое знакомство с Библией

Тридцать лет тему назад никто не читал Библии; для всех она была неведомой книгой. [Книги] пророков были неизвестны и непонятны. Например, я в двадцатилетнем возрасте еще не видел ни одной Библии. Я полагал, что нет никакого Евангелия, никаких Посланий [Апостолов], кроме тех, которые излагались в воскресных проповедях. Наконец, в библиотеке я обнаружил Библию.

Из TR 3, 3767 (Февраль 1538).

Когда я был юношей, в Эрфурте, в университетской библиотеке я увидел Библию и прочитал одно место из [книг] Самуила, но звон колокола позвал меня на лекции. У меня было большое желание прочитать всю Библию. Однако в то время для этого не было никакой возможности.

Из TR 5, 5346 (Лето 1540).

В юности ему [Лютеру] попалась Библия. Он случайно прочитал историю Матери Самуила в Книге Царств (1. Сам. 1). Книга очень понравилась ему, и он подумал, что будет счастлив, если ему когда-нибудь удастся приобрести такую книгу. Вскоре после этого купил он сборник проповедей; они также понравились ему чрезвычайно, так как в них содержалось больше евангельских текстов, чем обычно проповедовалось [в церквах] на протяжении года.

Из TR 1, 116 (Ноябрь 1531).

13. Молния у Штоттернхейма

16 июля, в день Св. Алексия, он [Лютер] заметил: «В этот день, [в 1505 г.], я ушел в монастырь в Эрфурте». И он начал рассказывать историю о том, при каких обстоятельствах он дал обет [вступить в монастырь]. Примерно за 14 дней до этого, в пути, неподалеку от Эрфурта, около Штоттернхейма [его застала гроза]. Удар молнии так потряс его, что он в страхе воскликнул: «Помоги мне, Святая Анна, и я стану монахом!» Но Бог посчитал, что я дал свой обет на еврейском языке [12] . А Анна [в переводе с еврейского означает] подчиненная не закону, а милосердию. После этого мучился я из-за того, что дал обет, да к тому же многие отговаривали меня [от вступления в монастырь]. Но я упорствовал [в своем решении] и в день Св. Алексия пригласил своих лучших друзей на прощальный ужин [и попросил их], чтобы на следующее утро они проводили меня до монастыря. А когда они попытались удержать меня от этого шага, я сказал: «Сегодня вы видите меня в последний раз». Тогда со слезами проводили они меня. Отец сильно разгневался из-за моего обета, но я упорно стоял на своем. Я решил никогда не покидать монастыря. Я полностью умер для мира.

 Из TR 4, 4707 (Июль 1539).


[1] Фома Аквинский (1225-1274) — родился в замке Рокасека, близ Аквино (отсюда — Аквинат), в 1244 вступил в доминиканский орден, преподавал в Париже, Неаполе и других городах Италии. В средние века его называли «князем схоластики», «ангельским доктором». Его главные труды — Комментарии к Аристотелю, философская сумма«Об истинности католической веры против язычников». Главный труд Фомы Аквинского — незаконченная «Сумма всей теологии».

[2] Иоанн Дунс Скотт (ок. 1270-1308) — родился в Шотландии, вступил во францисканский орден, учился в Оксфорде, преподавал философию и теологию в Париже, Оксфорде и Кембридже. В 1308 г. был приглашен в Кельн. Вскоре после переезда туда он скончался. За изящество умаего называли «утонченным доктором». Главные труды Дунса Скотта — «Оксфордское сочинение», «О первом начале всех вещей», комментарии к сочинениям Аристотеля. Между последователями Фомы Аквинского и Дунса Скотта велась ожесточенная борьба. 

[3] Уильям Оккам (ок.1285-1349) — родился в Англии, принадлежал к францисканскому ордену, учился и преподавал в «Оксфордском университете» был осужден папской курией, нашел пристанище во францисканском монастыре около Мюнхена. Написал ряд политических трактатов в Защиту политики императора Людвига Баварского. Главные философские и теологические сочинения Оккама – «Распорядок», «Избранное», «Свод всей логики», Комментарии к четырем книгам «Сентенций» Петра Ломбардского. Резкое разграничение Оккамом истин, постигаемых разумом и верой, предоставляло разуму широкий простор в познании естественных вещей. На «раннего» Лютера большое влияние оказала мысль Оккама о том, что человеческая воля способна подавить греховные побуждения плоти и превратить человека в угодное Богу, совершенное духовное существо.

[4] Партикулярные школы — школы, которые, в отличие от университетов, признаваемых во всем христианском мире, имели лишь местное значение.

[5] Промоция магистров – посвящение в магистры.

[6] Аристотель (383-322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы. Его естественнонаучные, этические, политические, метафизические труды, работы по логике широко использовались средневековой схоластикой. Вся философия Аристотеля была канонизирована Альбертом Великим и Фомой Аквинским.

[7] Цицерон Марк Туллий (106-43 до н. э.) — римский оратор, политический деятель и писатель. Главные труды Цицерона — «Об ораторе», «Брут», «Оратор», «О государстве», «О законах», «О пределах Добра и Зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях».

[8] Под «физикой» Лютер понимает здесь философию.

[9] Бог Аристотеля – это чистая мысль, погруженная в созерцание самой себя, и поэтому вечно счастливая.

[10] См. прим. 16.

[11] Крот Рубиан (Иоганн Эгер) из Дорнхейма близ Арнштадта был гуманистом, одним из авторов знаменитых «Писем темных людей». Умер в 1539 г.

[12] Еврейское слово «Ханах» (Анна) похоже по звучанию на еврейское слово, означающее «милость».





Курс
"Чему учит
Церковь" - каждый вторник, 19.00
3 этаж, библиотека

Евангелическо-
лютеранская церковь
св. Екатерины
(Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж,
библиотека)

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004