О библиотеке : Новый сайт библиотеки : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Новый сайт библиотеки

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru



Альберт Степанов

Нищих всегда имеете с собою

Как то на заре наших отечественных социальных потрясений шел я по Невскому проспекту и увидел молодого парня с потерянным лицом, сидящего у серой стены. На груди у него висел листочек бумаги с надписью «Помогите Христа ради, умерла мама, не на что похоронить». Признаться, денег я ему не дал, хотя и было желание. Остановило какое-то неудобство перед его возрастом, в котором вряд ли стоит опускаться на колени перед бедой, даже такой страшной, а советы давать тоже показалось неприличным, человек ведь явно к материальной поддержке взывал, а не к чьим-то умным наставлениям. В общем, так и прошел мимо него, с одной стороны, оправдывая себя, с другой - осуждая свою нерешительность творить добро. С того дня заря наших социальных потрясений неумолимо и уверенно с каждым годом продвигалась к зениту во всей своей красе. Многие постигли на деле глубину пословицы «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Прочно вошедшие в обиход слова типа «кинуть», «подняться», «навариться», «подставить», «заказать» (т.е. убить) красноречиво отражали динамику броуновского движения в экономике, политике, также и в духовной сфере. Многие из сказочно обогатившихся в это время напоминали скорее удачливых мародеров, азартно орудующих во время катастрофы, нежели талантливых бизнесменов, выводящих страну на «новые экономические рельсы». И вот, в течении всех этих лет, в разных местах нашего города я изредка встречал того самого парня с потерянным лицом, с той же самой запиской, даже на той же самой бумаге, истрепанной временем. Каждый раз, проходя мимо него, я прикидывал степень разложения - нет, не его совести, а трупа несчастной женщины. Мне представлялось как он приходит домой, высыпает мелочь из карманов, пересчитывает и, тяжело вздохнув, привычно говорит, обращаясь к усопшей: «Опять не хватает».

Это же он говорит соседям, родственникам, участковому врачу и милиционеру. И все понимающе, сочувственно похлопывают его по плечу. Одним словом, и смех, и грех, хороший материал для гротескового кино и не более. Конечно, за всем этим стоит обман - мама либо жива, либо давно упокоилась на тихом погосте. Обман этот стал привычной нормой его жизни, как ежедневно носимая одежда, в которой он ходит на работу.

В наши дни, к сожалению, обнищание населения стало обыденной реальностью. Но для некоторых нищета действительно стала работой, и преуспевают в ней «профессионалы», то есть те, кто в данном случае с крайним цинизмом относится к себе и к людям.

Работающим в церкви часто приходится иметь дело с таковыми. «Просящему у тебя дай» (Мат. 5:42) так учил Господь своих учеников. И Церковь, следуя этому повелению, всегда помогала нуждающимся и будет делать так и впредь, по мере своих сил. Однако, зачастую возникает вопрос: всегда ли во благо такая добродетель? Кто-то очень хорошо подметил: «Если хочешь помочь голодному, не давай ему рыбы, дай ему удочку». Вспоминается сцена из американского фильма «Гуляя на полях Господних», где окультуренный индеец-проводник и переводчик христианской миссии, обращаясь к неспасенным сородичам из дикого племени, говорят им: «Теперь работать не надо, у белых достаточно одежды и еды». Это все, что понял несчастный индеец, «неспасенные» же дикари увидели в миссионерах зло, способное развратить их материальными подаяниями.

В Нагорной проповеди первым блаженством Иисус называет «нищету духом» (Мат. 5:3), но как это ни странно, и по сей день находятся те, кто просто не желают видеть слово «духом» и «блаженствуют» в буквальной нищете, выставляя ее напоказ, как товар на витрину. Например, кто-то сидит в невообразимой позе и в дождь, и в снег, и в жару, и в холод, куда там хваленым индийским йогам. А сердце у обывателя не камень, оно каждый раз вздрагивает при виде такого «шоу» и наполняется суеверным страхом, и рука жалобно тянется к кошельку, и монетки летят в коробочку к обоюдному удовлетворению. Что это - плата за представление, желание задобрить встревоженную совесть, самоумиление от личного участия в добродетельной сценке?

В Евангелии от Иоанна в начале 12-ой главы рассказывается о вечере в г. Вифании, на котором Мария помазала ноги Иисуса нардовым чистым драгоценным миром, наполняя благоуханием весь дом. Так вот, печально известный Иуда Искариот был весьма недоволен такой расточительностью, резонно заметив, что такой качественный товар легко уйдет на рынке за триста динариев, а прибыль можно раздать нищим.

Далее говорится, что не забота о нищих двигала им, а он был вор и при себе имел денежный ящик, т.е. был не последний человек в команде, почти премьер-министр. Кстати, воровство Иуды имеет здесь скорее не буквальное значение, ибо нигде в Евангелии не указано реального подобного факта. Оно скорее в том, что он обкрадывал себя и ближних тем, что, не вникая в суть слов и дел Господа, предлагал свои, симпатичные на вид проекты решения различных проблем, как в данном случае, которое иначе, как «спонсорством нищеты», не назовешь.

Иисус проще и содержательней сказал о нищих, о нас и о Себе: «Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда» (Иоан. 12:8). И, наверное, должно пройти определенное время, чтобы понять эти слова и действовать, согласуясь с ними, подобно Петру и Иоанну с просящим милостыню у храма. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). Вот что было сказано, вот кого дали они нищему. С деньгами, как мы видим, в то время у апостолов было туго (кассир повесился), а вот Слово Божье, исполненное силы и истины, преизбыточествовало в них - им и поделились, не скупясь.

Время идет, и наши общественные социальные потрясения будут в закате, и мы забудем о них, как о страшном сне. Будут богатые, бедные и нищие со своими надписями типа: «Помогите Христа ради». И мы со своими кошельками, с какими-то деньгами, а вот будет ли с нами Христос или же только ветер донесет эхо Его слов: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мат. 23:38)?

Источник: Актуально-насущно. № 5 /24/, 2001.








© Портал Славянское лютеранство, 2007