О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru



Джин Эдвард Вейз младший

ВРЕМЕНА ПОСТМОДЕРНА

Предисловие

Многие сегодня чувствуют, что эра модерна подошла к концу. Почти во всех областях и сферах жизни, начиная с академической сферы и кончая новыми социальными феноменами, посылки, формировавшие мышление двадцатого столетия, разбиваются вдребезги. На пороге двадцать первого века [1] становится понятно, что западная культура вступает в новую фазу своего развития, которую исследователи называют «постмодерном».

При этом менее понятно, хорошо это или плохо. С одной стороны, ярчайший пример общества, построенного на модернистических принципах материализма, атеизма и социального конструирования — СССР, — канул в небытие. Традиционные американские идеалы рыночной экономики и личной свободы завоевывают мир. Христианство, которое не только пережило коммунизм, но и явилось основной причиной его краха, приобретает новую привлекательность, в то время как старые модернистические рассуждения предаются забвению, и миллионы людей во всем мире открывают для себя Слово Божие, обращаясь ко Христу.

Однако, с другой стороны, общество раскалывается на два противоборствующих лагеря. Межплеменная вражда, терроризм и этнические чистки раскалывают мир пополам. Американцы ведут «внутрикультурные битвы», споря по нравственным вопросам, таким как аборты и эвтаназия, а также по таким интеллектуальным вопросам как образование и культурные различия. Озабоченные «политической корректностью» университеты уже не исходят из модернистической посылки, что существует одна объективная рациональная истина. Даже такие элементарные вопросы как значение западной цивилизации, и те повисают в воздухе: является ли западное наследие воплощением достижений человечества и свободы или оно принесло миру лишь расизм, сексуальную распущенность, империализм и человеконенавистничество?

Культурное пространство заполнено самыми разнообразными группами, такими как феминисты, геи, афро-американцы, неоконсерваторы и противники абортов. Эти разношерстные объединения, по-видимому, не имеют никакого общего основания или общей точки отсчета, вокруг которой можно было бы построить общение, не говоря уже о достижении согласия. А между тем семьи разрушаются, СПИД уносит тысячи жизней, а средства массовой информации погружают нас всех в телевизионный дурман.

Так хороши ли постмодернистические перемены с христианской точки зрения? Возможно, нам придется согласиться с Диккенсом: «Это было лучшее из времен; это было худшее из времен». В «Повести о двух городах» он рассказывал об эпохе французской революции, во многом положившей начало модернизму. Но его слова, судя по всему, применимы к любому времени. Любому веку свойственны величие и безумство, новые возможности и искушения. Однако они меняются от века к веку. Для того чтобы воспользоваться этими возможностями и избежать искушений, христиане должны находиться в непрерывном процессе «узнавания времени» (Рим. 13:11).

Церкви во все времена приходилось противостоять существующей культуре и жить в атмосфере антагонизма с окружающим миром. Пренебрегать культурой значит неизбежно отрываться от жизни. Войти в нее, не разобравшись, — подвергнуть себя опасности синкретизма и неверия. В каждом веке были свои угодливые либеральные богословы, стремившиеся подогнать христианство под современный интеллектуальный и культурный шаблон. У либералов Просвещения была своя рациональная религия и высшая критика Писания, у либералов Романтизма — теплые чувства, у либералов Экзистенциализма — кризис смысла и скачок веры, и в современном постмодернизме тоже есть свои либералы (как мы увидим позже). И все же ортодоксальные верующие жили во все времена, исповедуя свою веру в Иисуса Христа (мы рассмотрим это позднее). Они были частью своей культуры (вы узнаете особый стиль христиан семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков, даже когда они говорили об одном и том же). Но вместе с тем они противостояли своей культуре, провозглашая Божий Закон и Евангелие обществу, которое нуждалось в исцелении своих язв.

Эта книга является путеводителем по современному культурному ландшафту: его доминирующим идеям, видам искусства, общественным формам и духовным посылкам. В ней показаны различные течения и тенденции, которые анализируются с точки зрения христианства.

Некоторым христианам свойственно думать, что конец века модерна и начало эпохи постмодерна может означать поворот к классическому христианству. О постмодерне они рассуждают в радужных тонах. Хотя я согласен с этой точкой зрения, тем не менее, я также вижу новую секулярную идеологию, сменяющую модернистическое мировоззрение. Подобно модернизму, постмодернизм враждебно относится к христианству, однако по другим причинам. В этой книге я критикую то, что я называю «постмодернизмом». Между тем, с «постмодерном» я связываю определенные чаяния.

Поскольку эта книга обращена ко всей церкви, а не только к ученым-специалистам, я опускаю некоторые специфические моменты постмодернистической мысли. Также я опускаю вклад таких значительных фигур постмодернизма, как Лакан, Деррида, Фуко и другие. Я также не вдаюсь в технические детали критической теории, герменевтики и не прибегаю к другим сугубо специальным рассуждениям, как это делают постмодернисты, стремясь одержать победу в борьбе за свои идеи. Другие христианские ученые, в частности Роджер Ландин и Кларенс Уолхаут, написали весьма продуманные и тщательно обоснованные работы, критикующие этих ученых с христианской точки зрения.

Истоки этой книги восходят к лекции «Разрушение разрушения», которую меня однажды попросили прочитать и которую финансировало Исследовательское служение Техасского университета. Я многим обязан моему коллеге доктору Дэвиду Кренцу (который, по идее, должен был написать эту книгу) за то, что он помог мне понять сущность постмодернизма. Нэнси Персей, через нашу совместную работу с Чарльзом Колсоном над радиопрограммой «Точка излома», помогла мне, специалисту по семнадцатому веку, переключить внимание на современные вопросы.

Я также высоко ценю вклад двух моих друзей-писателей, с которыми мы регулярно встречаемся за чашкой кофе, читаем рукописи и беседуем. Преподобный Гарольд Зенкбайль помог мне понять богословские проблемы, стоящие перед современным христианством, а также возможность появления конфессиональной альтернативы в духе Реформации. Преподобный Ричард Айер, который служит капелланом в клинике, открыл мне глаза на вопросы медицинской этики и на то, как христианам приходится вступать в схватки (в буквальном смысле) не на жизнь, а на смерть с новым мировоззрением.

Кроме того, я в большом долгу перед своей женой Жаклин, перед Полом, Джоанной и Мэри.


[1] Книга написана в 1994 г. Прим. ред.





Курс
"Чему учит
Церковь" - каждый вторник, 19.00
3 этаж, библиотека

Евангелическо-
лютеранская церковь
св. Екатерины
(Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж,
библиотека)

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004