ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Воскресенья после Троицы

Вся наша жизнь – богослужение

В древние времена христианства лишь Пасха считалась праздником: "Господь воистину воскрес!" Каждое воскресенье - небольшая Пасха. Затем важными стали также праздник рождения Господа (Рождество) и праздник излияния Святого Духа (Пятидесятница). Отсюда и пошла старая традиция считать воскресенья после Пятидесятницы. Такого исчисления по сей день придерживается католическая Церковь. Праздник Триединства Бога (Троица) появился только в позднее Средневековье. В Евангелической Церкви он стал самостоятельным праздником. С этого времени воскресенья считают после Троицы. Если Пасха отмечается очень рано, то тогда в общей сложности получается 27 воскресений после Троицы.

Однако этот длительный период времени делится в церковном году на 3 отрезка:

• время Троицы в узком понимании этого слова: с 1 по 18 воскресенье после Троицы;
• время Михаила после дня архангела Михаила (29 сентября); оно охватывает с 19 по 23 воскресенья после Троицы;
• конец церковного года: 24-27 воскресенья после Троицы.

Если мы просмотрим все Евангелия периода Троицы, мы обнаружим одну главную тему: вся жизнь христианина -богослужение. Кто, согласно Мат. 28,19, крещен во имя триединого Бога, тот должен свидетельствовать об этом на протяжении всей своей жизни. Мы должны особенно стремиться к этому во время Троицы. Прочтем Послание к римлянам (11,36-12,2): "Ибо все из Него, Им и к Нему". Это тоже указание на Триединство (ср. 2 Кор. 13,13). Не только слова, но и жизнь христианина должны говорить о том, что мы сотворены Богом, спасены Христом и наделены силой Святого Духа. Так говорит Павел в Послании к римлянам (12,1-2).

Итак, чтения воскресений после Троицы затрагивают все сферы христианской веры и жизни: речь идет о призвании учеников (5 воскресенье после Троицы; Лук. 5,1-11) и о том, что Христос ищет заблудившихся (3 воскресенье после Троицы; Лук. 15,1-10). Слова Нагорной проповеди вселяют в нас мужество полностью довериться заботливой руке Бога (8 воскресенье после Троицы; Мат. 7,13-23). При этом мы думаем не только о себе, но о всяком человеке, который, стоя на обочине дороге, нуждается в любви и помощи Бога (13 воскресенье после Троицы; Лук. 10,23-27). С Иисусом мы учимся быть благодарными Богу за всякую милость (14 воскресенье после Троицы; Лук. 17,11-19). С Христом мы также учимся искать помощи у Бога в болезни (12 воскресенье после Троицы; Map. 7,31-37; 17 воскресенье после Троицы; Лук. 14,1-11). Христос встает перед нами и как Повелитель смерти (16 воскресенье после Троицы; Лук. 7,11-17). Речь идет о жизни под защитой (11 воскресенье после Троицы; Лук. 18,9-14, о молитве), а также об общественной жизни в государстве (18 воскресенье после Троицы; Мат. 22,34-46). Уже проповедь в начале периода Троицы показывает нам, что во всех сферах между небом и землей мы ходим под Богом. Все связаны с Богом: бедняк па улице с собаками; богач, который слишком поздно открывает для себя Слово Божье как пищу для вечной жизни; люди, которые еще сегодня и завтра ждут, дабы услышать Слово Божье (1 воскресенье после Троицы; Лук. 16,19-31).

Бросается в глаза, что большинство текстов для проповеди в период Троицы взяты из Евангелия от Луки. Поэтому нам необходимо как-нибудь более внимательно изучить Евангелие от Луки и как можно больше узнать об его авторе, враче Луке. Об этом мы можем прочитать в юбилейном издании штутгартской Библии или в любой другой Библии с комментарием в начале Евангелия от Луки. В одной из проповедей мы также должны побольше поговорить с общиной о Луке. Будет уместным сделать это в воскресенье до или после дня евангелиста Луки (18 октября). В советах но составлению проповедей к 18 октября (Лук. 10,1-9) мы узнаем больше о Луке и Евангелии от Луки.

Цит. по: "Никого не увидели, кроме одного Иисуса".
Советы по составлению проповедей... СПБ, 1999.