ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Праздник Св. Триединства – Троица

Триединый Бог

Стих недели:
"Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!"
Исайя 6,3

Этой хвалебной песней мы подхватываем ликование небесного хора у Божьего трона. Ангелы, какими их увидел Исайя, закрывают свой лик перёд славой Бога. Вильгельм Лее сказал, что молиться "свят, свят, свят" (по латыни Sanctus) можно только, преклонив колена. Частью празднования причастия является пение или моление "Sanctus". При этом мы думаем о грядущей славе в Царстве Божьем.

Псалом недели:
Псалом 98. В этом псалме мы тоже трижды произносим "свят" (стихи 3, 5, 9). Эта непостижимая Слава Божья прославляется также в 8 псалме.

Чтение из Ветхого Завета:
Йсаия 6,1-8. Храм наполнен шумом Божьим, подобно тому, как на Пятидесятницу Дух Божий спускается с шумом. Но Дух Божий пробуждает не только чувства; это не только праздник. Дух Божий дает нам работу. "Вот я! Пошли меня!" - так говорит Исайя. Готовы ли мы служить, если Дух Божий призовет нас?

Послание:
Римлянам 11,33-36. Мы склоняемся перед непостижимыми путями и судом Божьим. Здесь тоже трижды описано всемогущество Бога: "все из Него, Им и к Нему".

Евангелие:
Иоанн 3,1-15. Ни один путь не ведет снизу вверх. Не наш разум создал Бога. Но Бог послал Своего Духа, Он подарил нам новое рождение. Бог спустился к нам в Иисусе Христе.

Церковный год

Троица позволяет нам молиться триединому Богу и познать Его. В первую очередь это воскресенье Троицы подвигает нас к молитве. Кто в состоянии постичь всемогущество и славу Божью? Мы можем лишь склониться перед Ним на колени и молиться. Об этом говорится в 6 главе Книги пророка Исайи. Так звучит хвалебная песнь апостола Павла в Послании к римлянам (11,33-36). Мы думаем о молитве перед троном Божьим и в Откровении, например, Откр. 19. Мы не можем объяснить триединого Бога, мы можем только молиться. Но действие триединого Бога отражается в этом мире и в нашей жизни. Об этом Библия говорит различным образом, в том числе и в нашем Евангелии. Бог Творец любит Свой мир (Иоан. 3,16). Никодим - "человек" (Иоан. 3,1), такой же, как и все остальные, которых сотворил Бог. Этот человек встречает Иисуса. Догадывается ли он уже, что без Иисуса Христа он не может войти в Царство Божье? Как сказал Мартин Лютер в объяснении ко второму артикулу: Бог отдал Сына Своего Единородного, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную (Иоан. 3,16). Иисус не только приглашает в Царство Божье, но дает силу с небес - Святого Духа (Иоан. 3,5).

Будет хорошо, если в качестве заключения и вывода для нашей проповеди мы возьмем еще и 16 стих 3 главы Евангелия от Иоанна.

В качестве вступительного приветствия к проповеди в воскресенье Троицы особенно подойдут слова из 2 Послания к коринфянам (13,13): "Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами". Так приветствует триединый Бог.

Толкование Евангелия

Наше Евангелие мимоходом говорит кое-что о Никодиме. Давайте прочтем еще Иоан. 7,50 и Иоан. 19,39! Здесь мы видим, что Никодим не отходит далеко от Иисуса. За это его даже обругали и заподозрили (слово "галилеянин" считалось ругательным).

Но наше Евангелие написано в первую очередь в форме беседы. Давайте вступим в этот разговор между Иисусом и Никодимом. Это касается и меня, и тебя!

Никодим не больше, чем просто "человек", хотя и занимает высокое положение. Каждый человек - творение Божье, которое Бог ищет и любит. Отец Церкви Августин (умер в 430 году) сказал: "Ты, Господь, сотворил нас с тоской по Тебе. И наше сердце неспокойно до тех пор, пока не обретет покой в Тебе." Никодим приходит к Иисусу со своими собственными мыслями и чаяниями. На него произвели впечатления знамения и чудеса Иисуса. Так каждый из нас имеет свои собственные мысли, свою собственную набожность и "теологию", свое собственное представление о Боге. Готов ли я по-новому услышать Иисуса? Я должен заново родиться, даже будучи проповедником и старшим общины. Учитель - не я, а Иисус. Как я могу стать новым человеком? Иоанн говорит здесь загадочным образом о "воде и Духе". О чем мы при этом думаем? Вода необходима для очищения и утоления жажды. Но ей можно и захлебнуться. Прочтите объяснение Лютера о крещении, данное в Кратком Катехизисе. Тут мы догадываемся, что речь идет о крещении. Но вода - только внешний знак той силы, которая исходит от Бога- Духа. После Пятидесятницы, что мы можем вспомнить о Духе? Дух приходит от Бога; мы, люди, не больше, чем плоть, т.е. преходящи и смертны. Мы не в состоянии управлять Духом: Он веет, где хочет. Но мы можем просить о Нем. Остается ли поэтому все связанное с Духом загадкой? Есть ли у отдельных христианских групп право только себе приписывать обладание Духом Божьим (пятидесятники и т.д.)? Вслушайтесь в разговор между Иисусом и Никодимом (нами)!

В Иоан.3,11 Иисус говорит: "Мы говорим о том, что знаем..." Почему Иисус говорит "мы", а не "я"? Он говорит не только от Себя лично, но и от имени Бога, Своего Отца. Он свидетель Бога. Но не только на словах. Он должен кое-что передать нам от Отца: Святого Духа, божественную силу. Поэтому наш взор обращен на Христа (Евр. 12,2). Народ в пустыне смотрел на медного змея, мы смотрим на крест. Глядя на него, мы понимаем, как сильно Бог возлюбил мир (Иоаи. 3,16).

Ключевая мысль проповеди

Войти в Царство Божье - значит родиться заново. Пребывать в Царстве Божьем - значит жить с верой в Иисуса Христа.

Шаги к проповеди

Сегодня мы намеренно поговорим о "пути", по которому мы пойдем в проповеди. Мы не должны проповедовать "сверху". Мы ждем, что Иисус встретит нас здесь, внизу, на земле, в нашей жизни.

Например, мы можем поразмышлять об учениках в Еммаусе (Лук. 24) и пашей собственной дороге. Где мы встретились с Иисусом? Как Никодим, тайно, ночью? С нашими умными мыслями? С кем я могу поговорить о вере? С мамой, бабушкой, другом? Какое значение я придаю крещению и причастию? В нем я пребываю в единении с Иисусом. Где я ощутил Его присутствие?

В проповеди я могу просто оживить разговор Иисуса с Никодимом, при этом вовлекая в ответы и вопросы общину. Как это сделать, показано выше.

О построении проповеди

Наконец, ввиду праздника Троицы я могу истолковать наше Евангелие трояким образом, дав ему следующий заголовок: В Евангелии мы познаем, что Бог лепит из нас, людей:

1. Мы возлюбленные дети Небесного Отца.

Одна крохотная песенка говорит: "Любовь Божья подобна солнцу, оно всегда и всюду одно и то же". Каждый солнечный лучик - привет от Бога Творца. Даже после потопа остается в силе: да не исчезнут семена и плоды. И когда люди, полагаясь па собственную мудрость, идут своей дорогой и наносят вред Божьему творению, Он любит их несмотря ни на что. Он так возлюбил их, что послал Своего последнего свидетеля и вестника, Своего Сына - Иисуса Христа (стих 16).

2. Под крестом Христа мы становимся помилованными грешниками.

Никодим пришел к Иисусу ради знамения и чуда. Иисус напоминает ему о знаке Моисея в пустыне - медном змее. Подобный знак Бог дает всем людям, а не только народу Израильскому, вместе с Иисусом на кресте.

3. Бог делает нас гражданами Своего Царства, закрепляя это водой и Духом.

У каждого гражданина есть удостоверение своей страны - паспорт. Так, посредством крещения Бог записывает наши имена (Иоан. 3,5).

Пример из жизни

Поволжский проповедник Карл Блюм рассказывает впечатляющую историю к нашему Евангелию.

Некий владыка, прусский король Фридрих Вильгельм IV, решил посетить один из классов в школе. Он пришел на урок природоведения и начал расспрашивать детей. Он показал им камень и спросил: "К какому царству он принадлежит?" Дети ответили: "К царству камней". Король показал розу и спросил: "А к какому Царству принадлежит она?" - "К царству растений." Король показал птицу: "А она?" - "К царству животных." Наконец король показал на самого себя и спросил: "А я, к какому царству принадлежу я?" И тогда один ребенок ответил: "Царству Божьему!"

Рассердило ли это короля? Или он считал, что и королю необходимо Царство Божье? Устами ребенка говорила истина.

Цит. по: "Никого не увидели, кроме одного Иисуса".
Советы по составлению проповедей... СПБ, 1999.