ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Дмитрий Зенченко

ЛЮДИ И ГОРШКИ

“Слово, которое было к Иеремии от Господа: “встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои”. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: “не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему?” говорит Господь. “Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.” (Книга пророка Иеремии, гл. 18).

* * *

1011 лет назад Св. Владимир крестил Русь. Незадолго до этого сам он был крещен в баптистерии при церкви византийской колонии Херсонес на побережье Черного моря. И там Господь встретил и принял его, как сына. Я родился и жил там, помню церковь, построенную на руинах той, старой, которая была свидетельницей события, изменившего весь ход русской истории. Кто знает, чем была бы сейчас наша страна, прими Владимир ислам либо иудаизм, как подсказывали ему опытные и дальновидные советники. Эта церковь была видна из наших окон. Детство я провел среди пыльных осколков древней посуды, резавших ноги, и мраморных колонн, среди развалин домов и эллинистических храмов. Покрытые с ног до головы пылью археологи были похожи на античных рабов, а море было таким же, как тысячи лет назад. И там Господь, может быть, в первый раз явился мне. И случалось, что я не знал, в какое время я живу, и я помню это ощущение до сих пор.

Под открытым небом стояли амфоры — огромные кувшины, давно разбитые и рассыпавшиеся на кусочки, и эти осколки были скреплены клеем и проволокой. Амфоры вызывали у нас, детей, научный интерес, благодаря звукам, которые они издавали, когда мы бросали в них камешки. Это был мой первый “горшечный опыт”, и сейчас я убежден, что близкое знакомство с горшками не проходит для человека бесследно.

* * *

Когда я стал немного старше, я пошел в местный музей и узнал, как делались амфоры и чаши, горшки и блюда. У горшечника было два круга, скрепленных осью. Нижний он вращал ногой, а на верхнем лепил. Так лепились горшки тысячи лет, и это увидел Иеремия, когда пришло и для него время пройти через “горшечный опыт”. Конечно, он видел этот процесс десятки раз, видел, может быть, с детства. Но голос Божий настигает нас в самый неподходящий момент, и кто может противиться ему? Господь сказал: “Встань и сойди в дом горшечника”, и Иеремия встал и сошел с горы, где был Храм, и пошел в который раз наблюдать за горшечником и за его утомительным ремеслом.

И здесь Господь посетил его — не в пламени, как Моисея, и не в буре, и даже не в веянии тихого ветра, как Илию: Он открылся Иеремии в руках мастера, испачканных глиной, в шуршании кружала, в прекрасном сосуде, выходившем из-под его рук. Горшечник был всецело поглощен работой, он старался придать совершенную форму своему творению. Когда он завертел свое кружало, он уже знал, что хочет создать: идеальный сосуд представился его воображению. Теперь мастер хотел воплотить глину только в эту форму, и ни в какую другую. Но это не удавалось ему, и он ломал сосуд снова и снова, пока, наконец, не получил то, что искал. “Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, который постоянно в заботе о деле своем, и у которого исчислена вся работа его: рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость; он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его — о том, чтоб очистить печь” (Иисус, сын Сирахов 38:32-35). И здесь Иеремия постиг вечное терпение, милость и любовь Господню.

Господь замыслил нас быть сосудами священными, отделенными для служения Ему. Наша жизнь — дело Его рук. Бог не создает нас, чтобы отдать смерти, но для вечной жизни с Ним Самим. Что такое “образ и подобие Божии”? Конечно, не черепно-лицевые характеристики. Это способность знать Бога, общаться с Ним лицом к лицу, как Адам и Ева до падения. Вот, для чего были мы созданы — быть соработниками Бога, возделывать сад, который Он насадил. Когда Бог творил нас, Он имел идеальный архетип человека перед Своими глазами. И сосуды наши были из золота и серебра. И Он посещал нас в Своем саду. И в Адаме и Еве каждый из нас — и я, и вы — говорили с Ним лицом к лицу. Мы все еще помним этот сад. Он назывался Эдем.

Но человек — не горшок, и мы предпочли сами лепить себя. И по сию пору мы так увлечены этим занятием, что почитаем его главным делом нашей жизни — “делать себя”. Ведь Адам — не просто наш древний предок, кости которого время от времени находит в земле какой-нибудь археолог-любитель. Адам жив в каждом из нас, и Ева — в каждой из вас, и все вместе мы отпали от Бога, и все мы пожинаем смерть вместо жизни и скорбь вместо ликования. И когда мы слышим нашу совесть, нам не надо других доказательств. И когда Бог посещает нас, наши горшки дрожат и готовы рассыпаться, потому что не может человек увидеть Его лицо и остаться в живых. Пусть уж лучше Он пройдет мимо нас! “И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся” (Бытие 3:9-10).

К сожалению, можно переделать один горшок в другой только пока глина не обожжена. Но из осколков разбитого сосуда невозможно склеить ничего путного. Они годятся только для того, чтобы зарыть их в землю и выставить через две тысячи лет в музейной экспозиции.

Есть один способ, как спасти содержимое старого потрескавшегося горшка. Но он настолько необычен, даже чудесен, что не всякий мастер возьмется за него. Суть проста: внутри одного сосуда создается другой, новый и драгоценный. И когда приходит время старому горшку отправляться на свалку, он рассыпается и обнаруживает другой. Это похоже на матрешку из двух частей. Это очень просто, но трудно для воплощения. Кажется, только в Китае когда-то умели делать подобные шкатулки “с секретом”.

Люди — не горшки, а Бог не ремесленник. Но чем-то наша ситуация похожа. И мы знаем только одного мастера, выдержавшего экзамен на звание Совершенного горшечника. И теперь он взялся за наши несовершенные сосуды, творя в них новые, драгоценные, достойные Божиего стола.

* * *

Мы часто говорим о времени, в которое Господь посещает Свой народ. “Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему” (Иеремия 18:6-8). Что станет с нераскаянной душой в день посещения ее Богом? Будет ли она отвергать Его, познав Его дары?

“Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых — все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья — тот же горшечник” (Прем. Соломона 15:7). “Ныне суд миру сему” — говорит Господь. Сын Человеческий, Христос, пришел в мир, а мир его не принял. И через это мир подлежит суду. “Ныне (nun) суд миру сему” (Ин 12:31), мир судится пришествием Христовым. И это время посещения уже наступило.

“Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди — в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему” (Иисус, сын Сирахов 33:13). “Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника” (Псалтирь 2:9).

Вот почему Христос плачет над Иерусалимом: “И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего” (От Луки 19:41-44). Христос плачет о городе, стены которого сложены из камней, которые должны были бы кричать о Его пришествии. Он обращается к городу, как к живому существу; человечество для Него — одно целое, люди отвечают каждый за себя и друг за друга. Пришел час особенного посещения Богом Своего народа и храма, время особого призрения, попечительства, и что Он нашел там? “Пещеру разбойников”. Слезы любви на Господних очах — той любви, которая создала нас и сейчас разрывает сердце Христово состраданием к Своему непутевому творению. Но Он посещает Свой народ — и ждущие принимают Его с ликованием. И Он въезжает в Свой город как Царь.

Когда-то Христос властно, как Царь, вошел в нашу жизнь. Как Царь, давший нам при рождении Свое царское достоинство, любящий Своих царских детей, и не дающий нас в обиду врагам — диаволу и смерти. К христианам Бог приходит не как суровый Судья, но как милосердный Отец. В Своем Слове, в Св. Дарах Христос особенно близок к нам: это есть время особенного посещения Богом Своего народа, время милости и любви.

* * *

“Время посещения” — не то, что должно произойти когда-то, в неизвестном будущем. Это то, что происходит сейчас, свершается сегодня с каждым из нас. Вы узнаете это время своего посещения, когда будете подходить к алтарю — вы не сможете не узнать его. Господь встретит тебя и скажет: “Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откровение 1:17-18). Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой” (Исаия 43:1). И посетит нас, и будет вечерять с нами. И мы будем с Ним.

Египетский бог Хнум слепил человека из глины на гончарном круге. Но человек — не горшок. И Бог не вылепил его из глины, но сотворил Своим Словом. И Своим Словом Он творит наши новые сосуды день ото дня, и скоро, уже совсем скоро, они будут готовы. Они будут обожжены в день Последнего Его посещения. И Господь будет пить из них Свое новое вино (Мк 14:25).

Да будет так.

/Цит. по: "Церковь Ингрии - Inkerinkirkko", 2001 г./

 

Вы можете написать автору статьи по адресу dzspb@online.ru
или по адресу: 191186, Санкт-Петербург
ул. Малая Конюшенная 1-3
Евангелическо-лютеранский приход церкви св. Екатерины
Дмитрию Зенченко