ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Материал с сайта http://www.lcmsrussia.org

Милтон Л. Рудник

ПРОПОВЕДЬ СЕГОДНЯ
                             
© Перевод на русск. яз.
Евангелическое Лютеранское Служение, 2003                        

Содержание:

I. Связь проповеди с богослужением и периодом церковного
года
                                                      
II. Проповедуем по перикопе                               
III. Проповедуем о цели (изменение поведения и мышления)  
IV. Проповедуем о "болезни" (грех/Закон)                  
V. Проповедуем о "лекарстве" (Евангелие: источник прощения и
силы)
                                                    
VI. Как составить план проповеди                         
VII. Вступление и заключение
VIII. Иллюстрации                                        
IX. Как изложить проповедь на бумаге                     
X. Пересмотр рукописи вашей проповеди                   
XI. Как подготовиться к выступлению                      
XII. Как затрагивать в проповеди проблемы человеческой жизни
XIII. Проповедуем, исходя из личного опыта               
XIV. Проповедуем для личной встречи с Богом              
XV. Как проповедовать по текстам Ветхого Завета          
XVI. Как проповедовать по текстам притч                  
XVII. Как проповедовать по текстам о чудесах             
XVIII. Как оценить проповедь                             




I.  Связь  проповеди  с богослужением и периодом  церковного
года


А.  Один из основных этапов подготовки к проповеди,  еще  до
изучения  библейского  текста —  определение  основной  темы
назначенных на этот день чтений, молитв и прочих  изменяемых
частей  службы.  Она должна быть выражена одним  словом  или
краткой, запоминающейся фразой.

Б.  Выполнить  пункт  «А»  при  подготовке  к  проповеди   в
воскресенье,  с  которого  начинается  определенный   период
церковного  года,  чтобы задать определенный  тон  для  всех
богослужений данного периода.

В.  Основная мысль проповеди должна быть непосредственно или
косвенно  связана с темой дня. Укажите это в самой проповеди
или во вступительных комментариях к службе.

Г.  Если это уместно, подкрепите те или иные части проповеди
ссылками на тексты из Священного Писания, по которым  обычно
не читают проповедей, а также на другие богослужебные чтения
из Писания.

Д. Выберите такие гимны, которые выражают или дополняют тему
дня.  Гимн  перед проповедью или после нее  должен  вести  к
главной мысли проповеди или подкрепить ее.

Е. Если это осуществимо, объясните, каким образом тема дня и
главная  мысль проповеди соответствуют общему  настроению  и
теме данного периода церковного года. Обычно это лучше всего
сделать во вступительных комментариях перед богослужением.

Ж.  Цель  вышесказанного — способствовать более осмысленному
участию  людей  в  богослужении путем  соединения  различных
частей  богослужения в единую понятную картину. Если те  или
иные  части службы органически не сочетаются друг  с  другом
или  непонятны,  участие  людей  в  богослужении  становится
бездумным и механическим.
(top)

II. Проповедуем по перикопе

I.  Игнорирование  перикопы  —  распространенная,  серьезная
ошибка.  Основным  пафосом и отличительной чертой  проповеди
должен  служить  тот фрагмент Писания, который  назначен  на
данный богослужебный день.

II.  Главная мысль — (а) должна быть ясно сформулирована  на
основе   тщательного  анализа  перикопы;  (б)  должна   быть
выражена простым, неметафорическим языком; (в) в ней  должна
звучать   или   подразумеваться  цель,  к   которой   должен
стремиться слушатель этой проповеди.

III.  Основные  элементы  — (цель,  "болезнь",  "лекарство")
должны  быть выражены теми словами или категориями,  которые
употреблены  в данной перикопе, подразумеваются  в  ней  или
ассоциируются с нею.

IV.  Разбор перикопы в переводе. Какой перевод? Тот перевод,
который будете использовать в проповеди.
С чего начать:
(а) контекст и/или историческая обстановка;
(б) параллельные места;
(в) основное направление и развитие мыслей/событий;
(г)  определить  проблемы и вопросы для  изучения  в  тексте
оригинала;
(д)  рассмотреть  ситуации; опыт, чувства  и  взгляды  людей
(автора,  слушателей,  читателей);  темы,  затрагиваемые   в
перикопе;
(е)  полезная рекомендация: запишите ваш библейский фрагмент
в виде схемы, для того чтобы определить взаимосвязи.

V.  Разбор перикопы в оригинале. Кратко. Сосредоточьтесь  на
самом  существенном,  на том, что влияет  на  смысл  данного
фрагмента Писания, его значение, практическое применение:
(а)  анализ  ключевых  слов  для выявления  особых  оттенков
значения;
(б)  грамматика  и  синтаксис —  выявить  элементы,  которые
затрудняют   или,   наоборот,  помогают   понять   фразы   и
предложения оригинала;
(в)  не  тратьте время и силы на очевидное и  не  старайтесь
досконально разбирать каждое слово. Этот этап работы  должен
быть  предельно практическим. Нужно выявить в оригинале  то,
что  не  ясно или не сразу видно в переводе, чтобы вы поняли
это сами и смогли объяснить слушателям.

VI. Толкования.
1.    Если  и прибегать к ним, то в самую последнюю очередь.
  Из  них  редко можно почерпнуть полезные рекомендации  для
  выступления с проповедью.
2.   Подходите к вашему библейскому фрагменту с уверенностью
  в том, что вы можете понять его с помощью тех чувств, даров
  и средств, которые Бог дал вам лично. Радость открытия.
3.    Анализ  слов и параллельных мест обычно бывает гораздо
  продуктивнее.

VII.  На  протяжении всей подготовки — постоянно спрашивайте
qea,  как тот или иной ваш шаг связан с перикопой?  Если  вы
делаете  значительное  отступление от перикопы,  оно  должно
делаться  обоснованно, сознательно и обдуманно, как  крайняя
мера.
(top)


III. Проповедуем о цели (изменение поведения и мышления)

Определение:  целью  является то, что  должно  произойти  со
слушателями  в результате прослушивания вашей проповеди,  те
изменения   во  взглядах  и  в  поведении,  которые   должны
произойти  в  них  под влиянием Святого Духа,  передаваемого
Евангелием.

А.  В  проповеди  проповедник представляет  цель,  побуждает
слушателей серьезно задуматься над нею и убеждает их принять
ее.  Предназначение  проповеди — изменять  людей.  Для  того
чтобы  это  произошло, проповедник должен  стимулировать  не
только  уважение  к этой цели и ее понимание,  но  также  ее
осмысление  и  личную заинтересованность в ней.  Проповедник
должен  убедить слушателей в ценности и верности этой  цели,
"продать" ее им. Они должны раскрыть ее важность и  значение
для себя самих, для своей жизни.

Б.  Выявить  цель и ясно сформулировать ее. Для  того  чтобы
эффективно  довести  цель  до ума  слушателей,  проповеднику
нужно   иметь  ясное  и  конкретное  видение  того,  в   чем
заключается  эта  цель  и  каким образом  рассказать  о  ней
слушателям,  чтобы они могли понять ее и  применить  к  себе
лично.  Расплывчатые  неконкретные формулировки  цели  редко
бывают полезными.

В.   Цель  для  слушателя  следует  выводить  из  Священного
Писания,   а  именно,  из  предназначенного  для   проповеди
фрагмента Писания, т. е. перикопы. Цель изложена в следующих
элементах  Писания:  1) Божий Закон в Декалоге  и  в  других
местах;  2)  христианские императивы —  предназначенные  для
христиан   наставления  о  взглядах  и   поведении,   причем
библейские  авторы  призывают следовать  этим  наставлениям,
черпая   внутренние   силы   в  своей   вере;   3)   примеры
благочестивых  людей  в  Писании и истории.  Проповедник  не
изобретает  и  не  избирает какие-то  собственные  цели.  Он
находит  их  в  той  конкретной  части  Священного  Писания,
которой  является его перикопа. Первый шаг, для  того  чтобы
выявить  цель: выслушать перикопу и задуматься над тем,  что
говорится в данном конкретном фрагменте Писания. Задумайтесь
над  тем,  что  этот фрагмент говорит нам о тех  изменениях,
которые Бог хочет совершить в нашем сердце и в нашей  жизни?
Цель   может   быть  выражена  напрямую  или  может   только
подразумеваться. Возможно ее придется вывести самостоятельно
из  того,  что  в  данном  фрагменте  Писания  говорится   о
"болезни".

Г. Цель задает направление и может пробудить интерес, однако
она  сама по себе не вызывает изменений. Независимо от того,
насколько ясно или ярко вы изложили цель, она сама  по  себе
не  изменяет взгляды и поведение человека, да и не может  их
изменить. Несмотря на то, что цель показывает нам, какими мы
должны  быть и как мы должны поступать, она не помогает  нам
стать такими и поступать таким образом.

Д.  Возможность  для изменений к лучшему  появляется  только
благодаря  Евангелию. Когда слушателям  будет  рассказано  о
прощающей  и  преображающей любви Божьей  в  Иисусе,  только
тогда  у  них  появится мотивация и способность  меняться  в
соответствии   с   поставленной  целью.   Евангелие   делает
возможными те изменения, которые описывает цель и к  которым
она   призывает,   и  оно  же  (Евангелие)   реализует   их.
Следовательно,  о  цели всегда следует говорить  в  ясной  и
непосредственной связи с Евангелием. Говоря  в  проповеди  о
цели,  мы  должны  показать слушателям, что  возможность  и,
следовательно,  обязанность  изменяться  появляется  у   нас
именно благодаря Иисусу и тому, что Он сделал.

Е.  Обычно цель принимает форму императивов: "делай это,  не
делай   то".  Когда  императив  связывается  с  евангельской
мотивацией,   это  уже  не  просто  Закон,   а   утверждение
возможностей христианина. В тех фрагментах, где говорится  о
"болезни",   для  того  чтобы  обличить  и   осудить   грех,
используются императивы (напр., Заповеди); однако цель — это
императивы,  связанные  с евангельской  мотивацией,  которая
способна   зародить  рекомендуемые  изменения  в   человеке,
слушающем  проповедь.  Цель говорит:  "Благодаря  тому,  что
Иисус  возлюбил  тебя и отдал Себя за тебя, благодаря  тому,
что  Он  живет в твоем сердце через Святого Духа, ты  можешь
быть таким, каким тебя хочет видеть Бог, и поступать по воле
Божьей  —  хотя  бы  в  какой-то  мере".  Освящение  (как  и
оправдание)  — это дар Бога через веру в Евангелие.  Примеры
христианских  императивов Нового Завета:  От  Иоанна  15:12,
Послание  к Римлянам 12:1, Послание к Ефесянам 4:32,  Первое
послание Петра 4:1, Первое послание Иоанна 3:16-18, 4:11.

Ж.  Цели с т. з. веры относятся к области наших отношений  с
Богом  —  первые  три заповеди — бояться, любить,  доверять,
служить, отдавать, свидетельствовать, поклоняться и пр.

З. Цели с т. з. христианской любви относятся к области наших
отношений с другими людьми — уважение, сострадание,  помощь,
моральная поддержка, свидетельство, терпение и пр. (заповеди
4-10).

И. Вера и любовь приводят человека и к другим целям — напр.,
внимательное  и бережное отношение к средствам благодати,  к
самому себе, к обществу, к окружающей среде и пр.

К. Что мешает разговору о цели (cледует избегать).
1. Расплывчатость и неконкретность.
2. Множественность целей.
3. Цели, не связанные с "болезнью" и "лекарством".
4.  Законничество — попытки добиться в человеке изменений  с
помощью Закона.
5.  Морализирование  — проповедь, состоящая  целиком  или  в
основном  из  наставлений для жизни,  не  связанных  должным
образом с Законом и Евангелием.
6. Проповедь без цели — когда проповедник полагает, что если
проповедуется Евангелие, то нет необходимости  в  каких-либо
конкретных указаниях или рекомендациях.
7.  Нетворческий подход к разговору о цели, неубедительность
—   когда  проповедник  полагает,  что  достаточно  простого
упоминания о необходимых изменениях.
8. Нереальные цели.
(top)

IV. Проповедуем о "болезни" (грех/Закон)

А.  Определение:  "болезнь" —  это  то,  что  в  нас  плохо,
неправильно,  все  наше  зло — наши грехи/греховность  и  их
последствия. «Печальная» весть. Закон.

Б.   Существенно   важно,  чтобы  мы  сообщали   людям   эту
«печальную»  весть. Пока слушатель не узнает  о  проблеме  и
всерьез  не  задумается над нею, он не ощутит  своей  личной
потребности  в том великом решении, которое предлагает  Бог.
Без  подготовительной работы Закона евангельская весть будет
для него неактуальна и бесполезна.

В.  Божий Закон выявляет "болезнь". Десять Заповедей  и  все
другие   связанные   с  ними  выражения  Божьих   требований
показывают   нам,  что  именно  с  нами  не  в  порядке,   и
предупреждают нас об угрозе, которая появляется  в  связи  с
этим  —  Божий  гнев  и  осуждение. Цель  Закона  —  вызвать
сокрушение о грехе и отказ от греха (раскаяние).

Г.  В диагнозе "болезни" должно быть сказано не только о  ее
явных симптомах — греховном мышлении и поступках, — но и том
недуге,  который  лежит  в ее основе (о  греховной  природе,
находящейся под влиянием сатаны).

Д.  Проповедник  должен  проповедовать  Закон  во  всей  его
строгости,   однако  он  должен  делать  это  как   человек,
страдающий  той  же  "болезнью"  —  не  высокомерно,   а   с
сочувствием, не унижая, а подготавливая к лечению, т.  е.  с
таким   отношением,  которое,  к  примеру,  принимает   член
общества   «Анонимных  Алкоголиков»  к   другому   человеку,
страдающему от алкоголизма.

Е.  Между  Законом и Евангелием, "болезнью" и  "лекарством",
следует  проводить четкое разграничение.  Т.  е.  мы  должны
понимать  глубинное различие между ними  и  использовать  их
согласно   их   предназначению.   Закон   раскрывает   грех,
виновность  и Божий гнев, для того чтобы вызвать в  человеке
раскаяние.  Евангелие раскрывает прощающую  и  преображающую
любовь Бога в Христе, для того чтобы произвести веру и новое
послушание.

Ж.   О  "болезни"  следует  говорить  так,  чтобы  это  было
соотносимо  с целью и "лекарством”. Напр., если мы  говорим,
что цель — это утверждение (подтверждение) нашей свободы  от
власти   греха,  а  лекарство  —  это  Христос,  наш   Выкуп
(Искупитель), то о грехе следует говорить в связи с понятием
"рабство".

З.  Силой  Закона является Святой Дух. Именно Он убеждает  и
обличает  нас  в  наших грехах и в нашей вине,  преодолевает
нашу гордыню и рождает в нас раскаяние и страх. Он выполняет
это   посредством  того,  что  говорится  в  Законе.  Задача
проповедника — ясно и доходчиво донести Закон до  слушателя,
убедить его отнестись к нему со всей серьезностью.

И.  Обычно  то,  что в проповеди говорится о Законе,  должно
основываться на непосредственных словах перикопы или на  том,
что  под  ними  подразумевается. Если в перикопе  по  поводу
Закона  напрямую ничего не говорится, то Закон можно вывести
из цели или почерпнуть из контекста или параллельных мест.
(top)

V. Проповедуем о "лекарстве" (Евангелие: источник прощения и
силы)


А.  Определение:  лекарством является то,  что  делает  Бог,
чтобы устранить:
а)  виновность  и  б)  власть нашего  греха  и  сделать  нас
способными ответить Ему положительными изменениями в  мыслях
и поступках.

Б.  "Лекарство"  —  Иисус Христос  —  Личность  —  всё,  чем
является Он Сам, всё, что говорил, делал и испытал во  время
Своего   воплощения.  Говоря  конкретнее,   грех   побеждают
исполненная послушания жизнь Христа и Его безвинная  смерть.
Его  смерть  —  это  наша  победа. Его  воскресение,  строго
говоря, является истолкованием и провозглашением смысла  Его
смерти.

В. Проповедовать Евангелие значит проповедовать Иисуса.
Для  применения  лекарства,  в котором  грешники  нуждаются,
чтобы   получить  прощение  и  измениться  к   лучшему,   мы
рассказываем  им  об  Иисусе  Христе.  Благодаря  этому  они
начинают задумываться о Нем Самом и о том, что Он сделал для
них. Мы помогаем им увидеть связь между Ним и тем, в чем они
нуждаются. Мы помогаем им лучше осознать, кто Он  такой.  Мы
способствуем  тому, чтобы они прониклись  и  по  достоинству
оценили Его любовь и самопожертвование. Мы привлекаем к Нему
их  внимание и интерес. Мы радостно возвещаем о том, как это
меняет  жизнь  и будущее каждого из нас. Мы исповедуем  нашу
веру  в  Него  и  призываем  других  уверовать  в  Него  или
отнестись  к  Нему серьезнее. В этом и состоит  Евангелие  —
благая  весть Иисуса для грешников. Проповедовать  Евангелие
(благовествовать)  означает  настойчиво,  искренне,  живо  и
страстно  рассказывать об Иисусе и той  помощи,  которую  Он
предлагает.

Г.  Только  Евангелие является тем каналом,  по  которому  к
человеку приходит прощение и сила.
Такое,  и  только такое слово применяет к кающемуся грешнику
обретенное Христом прощение и передает ему Святого  Духа,  и
только  Святой Дух создает и укрепляет веру и дает  человеку
силы  для  христианского  послушания.  Чтобы  помочь  вашему
слушателю выздороветь от этой опасной "болезни", которая его
калечит  и  которая называется "грех", нужно  дать  ему  это
лекарство.  Ничто  другое  не даст необходимой  ему  помощи.
Евангелие   является  лишь  одним  из  элементов  проповеди.
Имеется  и  несколько  других  существенных  составляющих  —
"диагноз"  (Закон) и постановка конкретных,  нелегких  задач
(цель).  Однако  они  подчинены  и  служат  Евангелию.   Все
остальное, что говорится в проповеди, либо готовит слушателя
к  Евангелию,  либо  помогает  ему  отреагировать  на  него.
"Лекарство"   непосредственно  подается  и  применяется   на
человеке  только  в той части проповеди,  где  говорится  об
Иисусе и Его деле.

Д. Евангелие — кульминационная точка.
Это не означает, что по времени вы всегда должны говорить об
Иисусе  больше,  чем  о  других  вещах.  Это  означает,  что
остальную часть проповеди вам нужно построить так, чтобы она
подводила  слушателя к слову Христову, предназначенному  для
его  жизни,  или  вытекала из него.  Евангелие  должно  быть
кульминационной точкой проповеди. Даже небольшая по  времени
кульминационная часть может быть проникновенной,  сильной  и
глубокой по своему воздействию.

Е. Чем не является Евангелие:
1.   Говорить слушателям, чтобы они верили или повиновались.
2.    Говорить  слушателям, чтобы они использовали  Слово  и
  Таинство.
3.   Говорить людям, что Святой Дух им поможет.
4.   Приводить теологические термины, относящиеся к Иисусу и
  его  благодеянию: напр., Евангелие, Спасение,  Искупление,
  Оправдание,  Примирение  и  т.д.,  --  все  они   являются
  абстракциями и обычно не передают личностного  воздействия
  Иисуса на слушателя.
5.    Утверждать  только  в  общих словах,  что  Бог  любит,
  прощает, спасает, приведет все к благополучному концу и т.
  п.
6.    Рассказывать о различных событиях из жизни Иисуса  или
  объяснять его поучения.

ЗАМЕЧАНИЕ:   любой   из   вышеупомянутых   элементов   можно
эффективно  использовать в разговоре о  "лекарстве".  Однако
сами по себе они не являются "Лекарством". "Лекарство" будет
полным,  подлинным и действенным только тогда,  когда  будет
раскрыт Иисус и то, что Он сделал для нас на кресте.

Ж. Живое, творческое проповедование "Лекарства".
1.     Точно   и   умело   применяйте  библейские   метафоры
  искупления. Развивайте ту картину, которая представлена  в
  каждой  метафоре.  Сформулируйте "болезнь"  и  цель  таким
  языком,  которые  соответствуют этой  метафоре  (искупить,
  очистить, примирить и пр.).
2.   Используйте по одной метафоре в каждой проповеди.
3.     Разрабатывайте   новые   метафоры   или   иллюстрации
  искупления,  искупительной  жертвы  (напр.,  освобожденный
  заложник,  который  вернулся к своим пленителям  в  Ливан,
  пытаясь освободить других.).
4.    Практически применяйте элементы перикопы, которые либо
  напрямую  выражают Евангелие, либо косвенно  указывают  на
  него.
(top)

VI. Как составить план проповеди

А. Начните с главной мысли. Дайте ей такую формулировку...
1.     которая  выражает  основной  пафос  вашего  фрагмента
  Писания (перикопы);
2.   которая прямо или косвенно выражает цель;
3.    которая  понятна  и  близка слушателю,  актуальна  для
  настоящего времени.

Б. Функция плана заключается в том,
1.   чтобы вы изложили свой материал по порядку;
2.     чтобы   проповедь  была  связной  и   нетрудной   для
  запоминания.

В. Вы можете рассматривать свой план как...
1.   план для постройки здания;
2.   сюжетную основу для будущего рассказа;
3.   лестницу или ступени, ведущие к вершине,
4.    повестку  дня  (круг  вопросов)  для  целенаправленной
  дискуссии,
5.   эскиз, с которого должен быть написан портрет,
6.    музыкальную  тему,  по  которой  должно  быть  создано
  произведение,
7.   стратегию для реализации товара.

Так  как  план это всего лишь скелет, "голые кости",  он  не
обязательно должен быть красивым.

Г. Ваш план должен состоять из 6-10 основных тезисов. Обычно
каждый из них превратится в один абзац, какие-то из них —  в
несколько абзацев.

Д.  Подумайте,  чем  вы  будете  подкреплять  и  как  будете
развивать  каждый  из  тезисов плана.  Вероятно,  для  этого
необходимо  будет воспользоваться одним или  несколькими  из
следующих приемов:
1.   Определение
2.   Объяснение
3.      Разъяснение   (напр.,   с   помощью   сравнения    и
  противопоставления)
4.    Применение тех или иных эмоциональных приемов, которые
  смогут вызвать у слушателя интерес и позитивное восприятие
5.   Иллюстрация
6.    Ответы  на  вопросы,  которые могут  прийти  в  голову
  слушателям
7.    Рассмотрение  обсуждаемого стиха с т. з.  параллельных
  стихов
8.   Ссылка на исторический или вероучительный контекст
9.   Новая трактовка известного материала
10.  Понимание жизни слушателей и реальная связь проповеди с
  нею
11.  Прямая или косвенная связь с перикопой.

Е.  Сделайте предварительный набросок того, о чем вы  будете
говорить во вступлении и в заключении. Впрочем, иногда нужно
разработать в первую очередь вступление, чтобы задать  общее
направление для всех остальных частей проповеди.

Ж. Проверьте ваш план. Адекватно ли он...
1.   раскрывает основную мысль и ключевые элементы?
2.     отражает   особенности  данного   фрагмента   Писания
  (перикопы)?
3.   затрагивает нужды, интересы, чаяния слушателей?
4.     соотносится   с   логическими,   психологическими   и
  теологическими реалиями?
5.     связан  с  остальной  частью  богослужения,  периодом
  церковного  года, с ситуацией в приходе,  в  том  обществе
  (месте), в котором вы живете, в мире?

VII. Вступление и заключение

Введение: Гомилетика в общих чертах

А. Вступление

1. Задачи

     а) установить контакт со слушателем
     б) установить собственные отношения со слушателем
     в) установить связь с ситуацией
     г)  представить  основную суть того, о  чем  вы  будете
     говорить
     д) раскрыть основной смысл прочитанной перикопы
     е) завладеть вниманием слушателя

2.  Формы:  за редким исключением тесно связаны с  настоящим
временем

     а) местоимения 2 и 1 лица
     б) краткое обсуждение живого, общего опыта
     в) проблемные вопросы
     г) фраза/утверждение, стимулирующее работу мысли
     д) уместная история
     е) сложная задача
     ж) недавнее событие
     з) интересная возможность

3. Недостатки

     а)  вступление  плохо  помогает установить  контакт  со
     слушателем
     б) устаревший, часто используемый материал
     в)  вступление не выражает ясным образом суть  того,  о
     чем говорит фрагмент Писания (перикопа)
     г) вступление неинтересно, не стимулирует работу мысли
     д) вступление отсутствует
     е) вступление плохо преподнесено
     ж) вступление слишком затянуто

4. Техника

     а)    проанализируйте   настроение,   ожидания,   нужды
     слушателей
     б) как следует уясните для себя вашу главную мысль
     в) оцените трудности и возможности пробуждения интереса
     у
     слушателей или их вовлеченности
     г)   выберите/создайте  введение  к  своей   проповеди,
     используя  опыт  (свой  или  других  людей),   какие-то
     известные вам сведения или собственное воображение.
     д)  если  это  возможно, напишите введение в  последнюю
     очередь.

Б. Заключение

1. Задачи

     а) помочь слушателю "упаковать и унести домой"
     б) ярко и выразительно обобщить суть сказанного
     в)   подчеркнуть  ту  конкретную  задачу,   к   которой
     призывает библейский фрагмент
     г)  оставить  благоприятное впечатление  от  проповеди,
     вселить желание услышать еще одну проповедь

2. Формы

     а) повторение ключевой мысли или фразы
     б) (фактически) всё вышеупомянутое в п. «А 2»
     в)  возможно, стоит приберечь наилучшую иллюстрацию для
     заключения
     г) умеренно используйте строфы гимнов и молитвы
     д) заканчивайте с усилением — крещендо (часто)
     е) делайте заключение кратким (обычно)
     ж)  делайте  заключение,  пока  у  аудитории  еще  есть
     интерес и желание слушать ("пока они еще голодны").
(top)

VIII. Иллюстрации

А. Задачи

1.   Стимулировать и поддержать интерес.
2.   Прояснить сложный или неясный момент.
3.   Эмоционально подкрепить тот или иной элемент проповеди.
4.    Обеспечить  запоминающуюся структуру всего  содержания
  проповеди.
5.   Придать известному материалу новое значение.
6.    Конкретизировать,  «оживить» те или  иные  абстрактные
  идеи.

Б. Чего не следует допускать

1.   "Позволять хвосту махать собакой" — подгонять проповедь
  под иллюстрацию. "Иллюстрация ищет себе проповедь".
2.   Иллюстрировать очевидное.
3.   Устаревшие и лишь отдаленно связанные с темой проповеди
  иллюстрации.
4.     "Строить   небоскребы"  —  чрезмерное   нагромождение
  иллюстраций.
5.   Иллюстрации, построенные на чужеродном или неинтересном
  для слушателей материале.
6.   Заимствование иллюстраций и примеров главным образом из
  книжек с историями для проповедей.
7.    Использовать лучшую иллюстрацию в начале, а не в конце
  проповеди.
8.   Неудачно подобранные иллюстрации для проповеди.

В. Планирование иллюстрации

1.    Проанализируйте план и первый черновик, чтобы  выявить
  те  моменты  или части, которые требуют усиления.  Задайте
  вопросы на основе п. «А» выше.
2.     Убедитесь,  что  наилучшим  способом  усиления   этих
  элементов вашей проповеди действительно будет иллюстрация.
  Другие варианты: сравнение и противопоставление, объяснение,
  аргументация, определение, ответ на ожидаемые  возражения,
  новые формулировки и т. д.
3.    Если  иллюстрация действительно необходима, определите
  какая  это  будет иллюстрация, с какой целью вы ее  будете
  приводить? Пробудить интерес, пояснить что-либо, подкрепить
  что-либо  эмоционально,  создать структуру  повествования,
  выявить новый смысл чего-либо, конкретизировать что-либо и
  т. д.
4.    Еще раз внимательно прочитайте перикопу и ее контекст;
  возможно, иллюстрацию можно будет почерпнуть из них самих.
5.     Воспользуйтесь  собственным  опытом  и  воображением.
  Придумывая иллюстрацию для чего-либо, задайте себе вопрос:
  "На   что  это  похоже?"  К  примеру,  если  вы  пытаетесь
  проиллюстрировать веру, спросите себя, с чем она  схожа  в
  человеческом  опыте?  —  Доверие хирургу,  авиадиспетчеру,
  телохранителю и т. п. Постарайтесь вспомнить или придумать
  историю, наглядно показывающую пример веры. Составьте список
  синонимов, метафор или примеров сравнения веры с чем-либо и
  выберите одну из них для развития.
6.    Удостоверьтесь  в  том, что иллюстрация  действительно
  связана  с  тем  конкретным  аспектом  веры,  которого  вы
  собираетесь коснуться.
7.    Имейте  в виду, что наиболее важный и наиболее трудный
  элемент для иллюстрирования — это Евангелие, т. е. то, что
  Бог делает в Иисусе, чтобы помочь нам и изменить нас.
(top)

IX. Как изложить проповедь на бумаге

А. Зачем записывать проповедь?

1.   Чтобы ваш язык был более точен, сжат, доходчив.
2.    Чтобы  добиться большей уверенности и непринужденности
  во время выступления перед аудиторией.
3.    Возможность  более  четко,  последовательно  и  связно
  развить свою мысль.
4.      Чтобы    проверить    точность,    адекватность    и
  последовательность изложения.
5.     Чтобы   иметь  возможность  отшлифовать,  усилить   и
  обогатить свое выступление.

Б. Найдите наиболее подходящую для вас методику записи.

1.   От руки, пишущая машинка, компьютер, диктовка и т. д.
2.   На основе полного плана, тезисного плана, без плана.
3.    Быстрая  запись,  за  один присест,  не  пересматривая
  рукопись  вплоть до второго черновика; или:  неоднократная
  переписка  каждой части, затем переход к  следующей;  или:
  начать  писать  —  остановиться — если нужно,  начать  все
  заново.

В. Стиль — писать не для читателей, а для слушателей.

1.       Облегчите     восприятие    проповеди     хорошими,
  последовательными переходами.
2.    Слова,  вызывающие зрительные образы и действующие  на
  чувственное восприятие.
3.   Стиль разговорный, не ораторский.
4.    Объясняйте,  иллюстрируйте,  предугадывайте  возможные
  вопросы.
5.    Во  время записи мысленно представьте себе кого-то  из
  тех,  кому  вы  будете проповедовать. Если проповедуете  в
  незнакомой вам общине, представьте себе кого-то из тех,  с
  кем вы знакомы.
6.   Стиль всегда должен быть близок слушателю.

Г. Трудности и проблемы письменного изложения.

1.   Чрезмерная яркость, вычурность.
2.    Вы  слишком критично подходите к тому, что приходит  в
  голову.
3.    Неясность  или неуверенность в том, о чем говорится  в
  вашей перикопе и что в ней имеется в виду.
4.    Вы  не  уверены  в  ее  актуальности,  применимости  к
  слушателям.
5.   Беспокойство о том, как отреагируют слушатели.
6.   Неправильный план.
7.   Прочее.
8.    Предлагаемые  способы  исправления  ошибок,  указанных
  выше.

Д. Как начать запись проповеди.

1.    Молитва.  Молитесь не только перед началом письменного
  hgknfemh, но и в ходе всего процесса подготовки. Мне лично
  очень помогает такая молитва:
 
  "Господи  Боже,  Небесный  Отче!  Я  воистину  не  достоин
  пастырского  служения,  в котором я  призван  являть  Твою
  славу, окормлять этот приход и служить ему. Но так как  Ты
  поставил  меня  пастырем и учителем, а  люди  нуждаются  в
  учении  и  наставлении, будь Сам моим помощником  и  пошли
  ангелов  Твоих  святых служить мне.  И  если  угодно  Тебе
  совершить что-либо, да послужит это к Твоей славе, а не  к
  моей  и не к похвале человеческой. По одной лишь благодати
  Твоей  и  милосердию  даруй мне  верное  понимание  Твоего
  слова,  да совершу я дело свое с усердием. Господи  Иисусе
  Христе,  Сын Бога живого, Пастырь и Блюститель душ  наших!
  Пошли Духа Твоего Святого, да поработает Он со мною, и  да
  поработает  Он  во  мне, дабы если я что  желаю  и  делаю,
  желал  бы  и делал это Божественною силою Твоею по  Твоему
  благоволению.   Аминь"  ("Молитва  в  сакристии",   Мартин
  Лютер).
2.    Не  дожидайтесь момента, когда вы будете в настроении,
  почувствуете  себя вдохновленным и энергичным  или  полным
  идей. Зачастую работа лучше всего получается тогда, когда не
  чувствуешь себя в подходящем для этого настроении. Наиболее
  важный фактор для большинства проповедников — это достаточно
  большой,  непрерывный  и  относительно  спокойный  отрезок
  времени. Но даже это не является абсолютно необходимым.
3.     Если   вы   зашли  в  тупик,  обратитесь  к   разделу
  "СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОПОВЕДИ", п. «Д»: "Подумайте, чем  вы
  будете подкреплять и как будете развивать каждый из тезисов
  плана". Если это не поможет вам продвинуться дальше, то на
  время  оставьте это место и перейдите к следующему разделу
  или (если возможно) сделайте перерыв в работе и вернитесь к
  ней позднее. Не следует чрезмерно волноваться, если вы зашли
  в тупик.
4.     Начинайте  пораньше.  Старайтесь  сделать  работу  за
  несколько  дней  до срока. Это позволит вам  работать  без
  спешки, получить от этой работы больше удовольствия и даст
  возможность взглянуть на написанное свежим взглядом во время
  подготовки к выступлению. В большинстве случаев написанная
  проповедь  покажется  вам лучше, если  вы  отложите  ее  и
  вернетесь к ней через несколько дней.
(top)

X. Пересмотр рукописи вашей проповеди

При   переработке   рукописи   проанализируйте   каждую   из
нижеследующих  категорий по такому критерию: Можно  ли  что-
нибудь добавить или изменить, чтобы более эффективно...

А. Слушатели

1.   …завладеть их вниманием?
2.   …показать им, каким образом сказанное относится лично к
  ним?
3.     …ответить  на  их  вопросы  и  прояснить  неправильно
  понятое?
4.   …пробудить в них желание применить это на практике?

Б. Перикопа

1.   …яснее и теснее связать проповедь с перикопой?
2.   …раскрыть смысл сказанного в перикопе?
3.    …использовать  особенности и характерные  черты  этого
  фрагмента Писания?

В. Содержание

1.    …выявить греховность — не только явные симптомы, но  и
  "болезнь", лежащую в их основе — а также ответную  реакцию
  Бога на нее? (Закон, "болезнь")
2.    …донести  до  слушателей, что именно  Бог  совершил  в
  Христе,  чтобы  преодолеть  ее  и  избавить  нас   от   ее
  последствий? (Евангелие, "Лекарство")
3.     …побудить   слушателей  изменить  свое   мышление   и
  поведение;  показать, что силы для этого  дает  Евангелие?
  (положительные изменения в человеке, цель)

Г. Стиль

1.   …использовать слова и построить предложения?
2.   …сделать вступление и заключение к проповеди?
3.    …проиллюстрировать,  объяснить,  аргументировать  что-
  либо, убедить в чем-либо?
4.    …передать слушателям вашу подлинную заинтересованность
  в том, что вы говорите, искренность, энтузиазм, сердечность?

Цель  вышесказанного состоит не в том, чтобы "порвать все  в
клочья"  и  начать писать проповедь заново, а в  том,  чтобы
пересмотреть  и усовершенствовать, отточить и  усилить.  Это
упражнение  должно носить не деструктивный, а конструктивный
характер.  На  этой стадии работы в равной степени  ошибочно
слишком  критично подходить к написанному и  слишком  быстро
успокаиваться на достигнутом. Может случиться и так, что  не
будет  необходимости слишком сильно пересматривать рукопись.
Исправьте  то, что нуждается в исправлении, однако  не  надо
"улучшать хорошее".
(top)

XI. Как подготовиться к выступлению

Введение

А.  Важность подготовки: по крайней мере так же  важно,  как
изучение  перикопы  и изложение проповеди  на  бумаге.  Если
проповедь  будет  плохо  преподнесена,  значительная   часть
содержания не достигнет слушателя.

Б.  Цель: завладеть вниманием, поддержать интерес и  убедить
слушателя  со  всей серьезностью отнестись к  тому,  что  вы
говорите на основании Слова Божия.

В.  Форма:  свободная, сердечная, естественная, доверительно
личная, как можно ближе к нормальной беседе или разговору. В
то же время нужно уметь говорить перед аудиторией так, чтобы
ваше  выступление не прошло впустую даже для тех, кто  плохо
слышит.

Факторы личного отношения к своей проповеди

А.  Хорошо  продуманная  и  тщательно  написанная  проповедь
усилит   ваш  интерес  и  желание  хорошо  подготовиться   к
выступлению.

Б.  Постоянная  молитва  во  время  изучения,  написания   и
подготовки   к   выступлению  с  проповедью   позволит   вам
оставаться  открытым  и  чутким  по  отношению  к   Богу   и
осознавать Его участие.

В.  Хороший  запас  времени позволит  вам  проработать  свой
материал спокойно и без лишних волнений.

Г. Сфокусируйте внимание на слушателях — когда готовитесь  к
выступлению,  а также когда излагаете проповедь  на  бумаге.
Представьте  их мысленно, сосредоточьтесь на  их  интересах,
чувствах, нуждах (трудностях).

Техника

А.   В   качестве  подготовки  к  выступлению  с  проповедью
произнесите  ее  вслух  от  начала  и  до  конца.   Прочтите
полностью один раздел вашей рукописи или развернутого  плана
и  затем  попытайтесь  рассказать самому  себе,  что  в  нем
написано.  Говорите вслух. Обращайтесь к записям  как  можно
реже.  Затем  прочитайте этот раздел  полностью  еще  раз  и
расскажите  его снова. Ко второму или третьему разу  вы  уже
довольно хорошо будете им владеть. Проработав каждый  раздел
таким  образом, прочитайте еще раз всю проповедь (или  план)
целиком и затем произнесите всю вашу проповедь вслух  самому
себе,  как  можно  меньше обращаясь к записям.  Затем  снова
прочитайте всю проповедь и еще раз произнесите ее вслух.  Ко
второму  или  третьему  разу ваша  проповедь  должна  хорошо
отложиться в памяти.

Б.    При    произнесении   проповеди    вслух    проверяйте
естественность    вашего   выступления.    Спросите    себя:
"Действительно ли это похоже на меня?" Если нет — измените.

В.  Воспроизводите мысль, а не язык. Не нужно изо  всех  сил
стараться  во что бы то ни стало произнести проповедь  точно
так, как вы ее написали. Ничего страшного, если вам пришло в
голову  выразиться  как-то лучше или  по-другому.  С  другой
стороны, будьте готовы сказать именно то, что написали.  Это
может  оказаться наилучшим способом. Не следует пренебрегать
заучиванием   наизусть  и  считать  это  чисто  механической
зубрежкой,  но в то же время не цепляйтесь слепо  за  каждое
написанное  слово.  Ваша  цель  —  передать  мысли,  образы,
события, опыт, а через их посредство — Иисуса.

Г.  Практическая  жестикуляция. Найдите уединенное  место  и
отрепетируйте      жестикуляцию:     отработайте      жесты,
соответствующие  тому, о чем будете говорить,  но  во  время
этой       репетиции      жестикулируйте      преувеличенно,
гипертрофированно. Затем забудьте о жестикуляции  вообще.  В
этом  случае во время выступления у вас естественным образом
получится едва заметная, уместная жестикуляция. Жестикуляцию
не следует ни чрезмерно форсировать, ни сдерживать.

Оценка

А. Во время проповеди наблюдайте за выражением лиц и "языком
тела" ваших слушателей. Спросите себя: "Слушают ли они меня?
Следят  ли за тем, что я говорю? Есть ли между нами  хороший
зрительный    контакт?   Что   происходит   с    аудиторией:
отвлекаются,   скучают,   спят  или   внимательно   слушают,
небезучастны  к тому, что говорится? Что мне  нужно  сказать
или сделать, чтобы они внимательнее слушали?"

Б.  Записывайте ваши проповеди на магнитофон или видеокамеру
—  на  магнитофон каждый раз и на видео по крайней мере один
раз   в   месяц.   Прослушивайте   и   просматривайте   свои
выступления, отмечайте их сильные и слабые места.

В.  Создайте  небольшую группу консультантов из числа  ваших
прихожан  и в личном разговоре с ними попросите их высказать
вам  свое мнение о вашей проповеди, дать оценку, совет и  т.
п.
(top)

XII. Как затрагивать в проповеди проблемы человеческой жизни

1.   Христиане, как и все люди, сталкиваются в своей жизни с
  различными насущными проблемами.
2.    Некоторые  проблемы носят явный характер  и  причиняют
  серьезную душевную боль.
3.     Некоторые   проблемы  носят  скрытый   характер   или
  игнорируются.
4.    Христиане  справедливо ожидают от проповеди  помощи  в
  своих жизненных проблемах.
5.   Все человеческие проблемы и беды в конечном итоге имеют
  духовный  аспект; помощь можно обрести, используя духовные
  средства   —   осознание  Закона,  возможность  внутренних
  изменений через Евангелие.
6.    Для  большинства прихожан хорошей проповедью будет  та
  проповедь,  которая  связана с их  повседневной  жизнью  и
  насущными проблемами.
7.     Проповедь   должна  рассматривать   те   человеческие
  проблемы, о которых прямо или косвенно говорится в перикопе.
8.    Говоря  о  таких проблемах, проповедник  должен:  быть
  чутким, относиться к этому с сочувствием, со смирением, быть
  сведущим в том, о чем говорит, быть тактичным.
9.     Лучше   подробнее   рассмотреть   одну   из   проблем
  человеческой жизни, чем говорить поверхностно о многих.
10.   Чтобы проповеди могли эффективно помогать людям решать
  те  или иные жизненные проблемы, проповедник должен  знать
  своих  слушателей  и  должен  быть  знаком  с  специальной
  литературой по обсуждаемому вопросу.

Жизненные проблемы человека:

В эмоциональной сфере: одиночество, депрессия, беспокойства,
расстройства,   разочарования,  тревоги,  самолюбие,   гнев,
нервные срывы.

В  области  человеческих  отношений:  конфликты,  неприязнь,
отчуждение,   зависимость,  измена,   эгоизм,   оскорбления,
напряженность, разрыв, невнимание.

В    физической   сфере:   болезни,   ранения,    страдания,
смерть/умирание, старость, внешность, пагубные пристрастия.

В  профессиональной/экономической сфере: безработица, работа
не  по  квалификации, неудачи в деловой деятельности или  во
вложении  средств, устарелость/отсталость, задолженность,  а
также   связанные  с  трудовой  деятельностью   проблемы   в
эмоциональной  сфере и в сфере человеческих  взаимоотношений
(см. выше).

В    морально-нравственной   сфере:   нечестность,   половая
распущенность,   жадность,  жажда  наслаждений   (гедонизм),
злословие, расизм, несправедливость, цинично-потребительское
отношение к человеку.

В  духовной  сфере:  сомнения, безразличие,  нераскаянность,
отчаяние,     неповиновение,     идолопоклонство,      вина,
богохульство, нежелание привести ближнего к вере,  скупость,
opemeapefemhe богослужениями.
(top)

XIII. Проповедуем, исходя из личного опыта

Введение
Личный  опыт — это не только то, что произошло с вами лично,
но  также и то, что происходило с другими людьми, с которыми
вы знакомы или о которых вы знаете.

А.  Приводить примеры из личного опыта эффективно  только  в
том случае, если слушатели воспринимают вас как реального  и
искреннего  человека. Ваши слушатели должны  увидеть  в  вас
человека,  который  живет в реальном мире  и  понимает  его;
которому,  так  же  как  и  им,  приходится  сталкиваться  с
различными  трудностями и непростыми задачами, связанными  с
христианской  верой  и жизнью; человека,  который  из  опыта
знает  их  жизнь и то, что в ней происходит,  и  который  по
милости  и  при помощи Божьей выживает и развивается.  Здесь
нужно быть искренним и честным.

Б. Предостережения: нельзя допускать следующее:
1)   возвеличивание самого себя;
2)   потеря уважения или доверия прихожан;
3)    обнародование каких-либо секретов из чьей-либо частной
  жизни, в т. ч. вашей собственной или вашей семьи;
4)    приводить  примеры  из опыта только  для  того,  чтобы
  развлечь или шокировать аудиторию.

В.  Примеры  из  личного опыта, о которых можно  рассказать:
примеры, иллюстрирующие...
1)    любовь Бога, Божье прощение, Божье руководство,  Божью
  поддержку,  ответ  Бога на молитву,  Божью  защиту,  Божье
  избавление, Божье утешение, верность Бога Своим обещаниям,
  способность Бога изменить душу и жизнь человека. Эти примеры
  могут быть из вашего жизненного опыта или из опыта другого
  человека.
2)   отклик или ответная реакция (обычно других христиан) на
  Слово  Бога  и  Его волю; любовь и помощь нуждающимся  или
  находящимся в беде; стойкость во время бедствий или гонений;
  свидетельство   какого-л.  христианина   о   своей   вере,
  вдохновившее другого человека; надежда и вера перед  лицом
  смерти; щедрость; служение людям; честность; смирение и т.
  п.

Г. Цели приведения примеров из личного опыта в проповеди:
1)   показать на конкретных примерах реальность участия Бога
  в нашем мире и в нашей жизни;
2)    вселить в слушателей надежду, что Бог не оставит и их,
  в их жизненных трудностях и др. ситуациях;
3)    побудить  слушателей относиться к Богу и Его обещаниям
  со всей серьезностью,
4)   пробудить и поддержать интерес.

Д.  Как  найти  примеры  из  личного  опыта,  которые  можно
привести  в  проповеди.  Для того  чтобы  иметь  примеры  из
личного  опыта, о которых мы можем рассказать другим  людям,
следует обращать внимание на активность Бога в нашей жизни и
в  жизни  других людей. Это следует делать  правильно  и   с
большой  осторожностью. Когда мы считаем то или иное событие
примером  Божьего участия в нашей жизни —  это  не  является
Божественным откровением в библейском смысле слова. Это наше
субъективное суждение, в котором мы полагаемся на свою  веру
в Бога.
(top)

XIV. Проповедуем для личной встречи с Богом

А. Проблема

Постройте и преподнесите свою проповедь так, чтобы слушатели
ощутили  личное  присутствие Бога в  проповедуемом  Слове  и
должным образом откликнулись на него.

1.   Чтобы они услышали, как Бог напрямую и лично обращается
  к  ним  и  к  их жизненным нуждам, искренне  вняли  Ему  и
  отнеслись к Нему с предельной серьезностью.
2.    Чтобы  они  осознали гнев, который испытывает  Бог  по
  отношению к их личной греховности, ощутили истинный страх и
  угрызения совести.
3.    Чтобы  они приняли спасительную и возрождающую  любовь
  Божью, которую Бог предлагает им во Христе.

Иными  словами,  посредством проповеди  помогите  слушателям
обрести  Самого Бога, а не только какие-то сведения от  Бога
или  о  Боге.  В  своей  проповеди дайте  людям  возможность
встретиться с живым Богом и личностным образом ответить  Ему
в своей душе.

Б. Методология/Техника

1.   Готовясь к проповеди, постоянно помните о присутствии и
  участии Бога. Чаще обращайтесь к Нему.
2.    В своей проповеди напоминайте слушателям о присутствии
  Бога на данном богослужении.
3.   Передайте им это ощущение через свою речь.
4.    Какие-то  части своей проповеди ведите от  лица  Бога,
  напр.  "Бог  говорит нам сегодня: „Я знаю, через  что  вам
  приходится  проходить  в  вашей  жизни.  Я  знаю,  что  вы
  чувствуете  себя  слабыми, виноватыми и  унываете.  Но  не
  сдавайтесь! Я справлюсь со всем этим ради вас...“"
5.     Используйте   проникновенные,  душевные   истории   и
  иллюстрации, показывающие нам Бога. Напр., история о блудном
  сыне (прощающий Отец). Апеллируйте к эмоциям не ради эмоций,
  но для того чтобы помочь людям откликнуться на присутствие
  Бога и на Его чувства к ним.
6.    Попросите  слушателей представить себе  свою  реакцию,
  если  бы Иисус явился к ним сегодня видимым образом, чтобы
  благословить их Своей любовью.
7.    Исследуйте  вместе со своими слушателями  человеческую
  природу Иисуса, как Бог стал одним из нас, стал причастен к
  нашему человеческому опыту, чтобы мы могли знать Его, чтобы
  Он не был для нас безликой фигурой.
(top)

XV. Как проповедовать по текстам Ветхого Завета

Задачи

1.    Основная  задача  —  та же, что  и  при  проповеди  по
  перикопам Нового Завета: проповедовать Христа, чтобы помочь
  людям  преодолевать свою греховность и обретать  силы  для
  положительных изменений в себе.
2.      Познакомить   слушателей   с   богатством    Божьего
  ветхозаветного откровения.
3.    Показать как специфичность Ветхого Завета, так  и  его
  неразрывность  с  Новым  Заветом —  постепенное  раскрытие
  Божьего  спасительного замысла, которое готовило  людей  к
  пришествию Христа и предвозвещало о Нем.

Преимущества

1.   Множество интересных, назидательных, сильных рассказов.
2.     Конкретность,   связь  с  реальной   жизнью,   больше
  акцентируются действия, поступки, а не идеи и понятия.
3.    ВЗ  исследует и дает выражение глубочайшему  духовному
  опыту (напр., псалмы).
4.    Пророческие  слова и события, живо  предвозвещающие  о
  грядущем Спасителе.

Более сложные задачи

1.   Как увидеть, выявить Евангелие в том или ином месте ВЗ.
2.     Как   трактовать   незнакомые  и   зачастую   сложные
  исторические ситуации.
3.    Чем объяснить суровость Бога, о которой рассказывается
  в некоторых местах ВЗ.
4.   Как толковать пророчества и их исполнение.
5.    Как  определить  значение прочитанного  для  христиан,
  живущих в конце ХХ века.

Несколько напоминаний

1.   Виды ветхозаветных пророчеств:
  а)    пророчества   только   о   тех   событиях,   которые
  впоследствии произошли в Ветхом Завете (3 Цар 22).
  б) пророчества только о Христе (Ис 53).
  в)   пророчества,   относящиеся  к  обеим   вышеупомянутым
  категориям (Ис 7).
2.    Всегда  проверяйте, говорится ли  в  Новом  Завете  об
  исполнении  того  или иного пророчества. Некоторые  авторы
  (напр., Мф и автор Евр) рассматривают все, что было сказано
  и сделано в ВЗ, как указывающее на Христа.
3.   Помните о параллелях и соответствиях в НЗ, напр.:

Израиль, Иерусалим, Сион------Церковь
Система жертвоприношений------искупление Христа
ВЗ Пасха------Вечеря Господня (Причастие)
Царство Давида------Царство Божье
Давид------Христос
Переход через Чермное море------Крещение
Манна------Хлеб жизни

4.   Истолковывайте ВЗ в свете Нового Завета, не нарушая его
  специфичности.
5.    Не  нагромождайте  в проповеди исторические  и  прочие
  детали. Выбирайте для проповеди то, что наиболее применимо к
  вашей аудитории.
6.    В  ВЗ, как и в НЗ, когда Бог осуждает и наказывает, Он
  делает это для того, чтобы подготовить людей к Его помощи.

Частота  использования перикоп из ВЗ  книг  в  однолетнем  и
трехлетнем циклах (из служебника ЛЦМС "Lutheran Worship")

68 Исаия
23 Исход, Иеремия
21 Бытие
15 Второзаконие
11 Иезекииль
9 Третья Царств
7 Даниил
6 Амос
5 Осия, Михей
4 Иоиль, Захария, Притчи
3 Плач Иеремии, Малахия
2  Левит, Числа, 1 и 2 Царств, 1 Паралипоменон, Иона, Иоиль,
Иисуса Навина, 4 Царств, Псалтирь
1 Вторая Паралипоменон, Руфь, Аввакум, Екклесиаст

Не используются: Судей, Ездра, Неемия, Есфирь, Песнь Песней,
Авдий, Наум, Софония, Аггей
(top)

XVI. Как проповедовать по текстам притч

Что такое притчи Иисуса?

1.     Это  не  только  иллюстрации  различных  духовных   и
  нравственных истин.
2.    Это прежде всего провозглашение Божьего Царства —  Бог
  явился в лице Своего Божественного Сына, чтобы спасти людей
  от власти греха и смерти и вернуть их Себе, под Свою власть,
  власть милости.
3.    Это  ставит  перед  слушателем определенные  задачи  и
  побуждает его к ответной реакции.
4.    Одну и ту же вещь притча может одновременно раскрывать
  (для веры) и оставлять сокрытой (для неверия).

Форма

1.    Обычно  в притче имеется только одно сравнение,  но  в
  некоторых случаях более одного.
2.    Причти  —  это не такие аллегории, в которых  всё  без
  исключения является иносказанием.
3.    Они  следуют правилам народного рассказа:  а)  правило
  противопоставления,   б)  "правило   трёх",   в)   правилу
  напряжения.
4.   Они заимствованы из жизненного опыта тех людей, которым
  эти притчи рассказывал Сам Иисус.
5.    Несмотря  на  то, что на первый взгляд  они  просты  и
  незамысловаты,  многие  из  них  неоднозначны,  сложны   и
  допускают различные толкования.

Использование при проповедовании

1.   Определите, что в данной притче говорится о Царстве.
2.   Сколько проводится сравнений — одно или несколько?
3.   Понятна ли изложенная в притче ситуация для современных
  слушателей или ее следует объяснить, провести параллели со
  схожими ситуациями в наше время?
4.    Выводите главную мысль не только из самой причти, но и
  из ее контекста.
5.    Четко уясните, какую ответную реакцию Иисус ожидает от
  Своих слушателей (цель).
6.     Если   "болезнь"   не  указана  в  притче   напрямую,
  сформулируйте ее как противоположность цели.
7.   Определите, что или кто подразумевается в данной притче
  с  точки  зрения  Евангелия — зачастую это Сам  Рассказчик
  притчи. Говоря в проповеди о "лекарстве", делайте это так,
  чтобы "лекарство" соответствовало самой притче.
8.   По мере своего рассказа связывайте всё со слушателем, а
  не только объясняйте притчу.
(top)

XVII. Как проповедовать по текстам о чудесах

Что такое чудеса Иисуса?
1.    Это  не  магия  и не фокусы, рассчитанные  на  дешевую
  популярность, но...
2.    Деяния  Божественной  силы,  используемой  воплощенным
  Сыном Божьим;
3.    Деяния  Божественной любви и помощи,  как  правило,  в
  безнадежных ситуациях;
4.    Свидетельства  Божественного  происхождения  и  миссии
  Иисуса;
5.   Знамения мессианского Царства,
6.   Очень необычные явления даже для библейских времен.

Задачи
1.   Не "купить" и не вынудить веру, а...
2.   Подготовить человека к вере или вознаградить за нее,
3.    Решить  ту  или  иную серьезную проблему  человеческой
  жизни,
4.   Продемонстрировать и подкрепить то, что Иисус говорит о
  Самом  Себе  и  проповедует: по своему значению,  слова  и
  проповедь Иисуса всегда стоят на первом месте.

Проблемы проповеди о чудесах
1.   Сегодня, как и во время Иисуса, многих людей интересуют
  больше сами чудеса, а не то, о чем эти чудеса говорят;
2.   У кого-то они могут породить ложные надежды.
3.    Кому-то  они  могут  показаться  антинаучными  и  даже
  суеверными явлениями.
4.   Говорить о чудесах применительно к нашему времени может
  показаться затруднительным. Во многих случаях то, что Иисус
  совершал   сверхъестественным  образом,   кажется   вполне
  осуществимым с помощью современной техники.
5.    Может  показаться, что повествования о чудесах умаляют
  наш опыт, в котором чудеса случаются нечасто.

Преимущества проповеди по текстам о чудесах
1.     Чудеса   находятся   в  тесной  связи   с   насущными
  человеческими  нуждами и проблемами, имеющими  аналогии  в
  нашей жизни;
2.   Это интересные и яркие события;
3.    Они непосредственно указывают на личность Иисуса и Его
  дело;
4.   Они дают веру и надежду перед лицом бедствий;
5.   Чудеса являют нам "невидимое" Божье.

Постарайтесь запомнить...
1.    Основной  акцент вы должны поставить  не  на  чудесном
  событии, которое произошло тогда-то и тогда-то...
2.   а на Самом Иисусе — Кто Он такой, что Он сделал для нас
и т. д.
3.   Главную мысль, цель, "болезнь", "лекарство" выводите из
перикопы.
4.   Тщательно показывайте и объясняйте сходства и
расхождения с нашей сегодняшней ситуацией.
5.   Говоря о чудесах, преследуйте ту же цель, которую
преследовал Иисус — вызвать ответную реакцию у слушателей.
6.   Несмотря на то, что мы не можем гарантировать, что с
теми, кто нуждается, находится в беде и т. п., обязательно
будут происходить чудеса, мы должны признавать право
христиан желать чудес и свидетельствовать о способности
Иисуса совершить для нас чудо и в наше время.
(top)

XVIII. Как оценить проповедь

   В   определенной  степени  умение  проповедовать  —   это
приобретаемый  навык.  Это  вопрос  развития  и  постоянного
применения   различных   умений:  толковать   Слово   Божие,
связывать  его  с  жизнью, доносить  до  слушателя.  Подобно
любому другому навыку, навык проповедования совершенствуется
с  практикой,  в  том  случае если  эта  практика  укрепляет
сильные стороны и исправляет слабые. Совершенство не  всегда
достигается  большим числом проповедей. Если проповедник  не
будет  исправлять  ошибки и недостатки, они  при  повторении
будут  только усиливаться. Также если проповедник  не  будет
видеть   свои   сильные  стороны  и  использовать   их   при
составлении  проповеди, эти сильные стороны  могут  остаться
неразвитыми.
  
   Задача   оценки  —  постараться  выявить,  что  в   вашей
проповеди  эффективно  и  что может быть  усовершенствовано,
найти  способы  как  можно  более  лучшего  выполнения  этой
жизненно важной части вашего служения.

Самооценка — лучше всего проводить ее в понедельник  или  во
вторник,  еще до того как вы начнете работать над  очередной
проповедью.

1.     Вспомните   ваше  чувство  во  время  выступления   с
  проповедью.
2.    Поразмышляйте над видимой реакцией прихожан  во  время
  вашего выступления и после него, у выхода из церкви.
3.    Пересмотрите  рукопись,  используя  лекцию  "Пересмотр
  рукописи вашей проповеди".
4.    Просмотрите видеозапись проповеди, сделанную во  время
  вашего выступления в церкви.

Использование  помощи  других людей  для  проведения  оценки
проповеди.  Это  делается не для того, чтобы напроситься  на
комплименты  или  чтобы вас "поругали".  Задача  —  получить
помощь  для  совершенствования своих умений. Подготовьте  их
соответствующим   образом  для   этой   цели.   Не   следует
воспринимать все в штыки, но, с другой стороны,  не  следует
слепо   соглашаться  со  всеми  мнениями.  Вы   —   духовный
руководитель  и  профессионал,  который,  оставаясь  в  этом
качестве, желает расти.

1.    Создайте  несколько репрезентативных  групп  из  числа
  своих  прихожан, с которыми вы смогли бы время от  времени
  обсуждать свои выступления сразу после богослужения.
2.    Покажите  видеозапись  вашего выступления  кому-то  из
  ваших коллег-пасторов и обсудите его с ними.
3.     Обращайтесь   за   консультацией  к  профессиональным
  ораторам и т. п.

"Аттестационная характеристика проповеди" —  при  проведении
оценки   самостоятельно  или  с  помощью  других  людей   не
полагайтесь на случайные или спонтанные наблюдения. Выделите
определенные критерии или составьте анкету, чтобы обсуждение
концентрировалось на ключевых вопросах.

(top)