ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Карл Улоф Росениус

Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29)

Эти слова произнес в святой радости предтеча Христов, посланный Отцом, чтобы указать на Сына и возвестить миру о Его делах. Их произнес Иоанн Креститель, когда увидел подходившего к нему Иисуса: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира». Это главное слово об истинном деле Христа на земле, слово, которое стоит того, чтобы при его провозглашении звонить во все колокола; главное слово, которое поется во всех наших храмах над нашими головами. Когда мы преклоняем колени у алтаря, чтобы принять Тело и Кровь Христовы, тогда троекратно повторяют: «Агнец Божий, принявший грехи мира». Рассмотрим же эти глубокие слова!

Слово Агнец, Агнец Божий, в тексте подлинника стоит с определенным артиклем. И когда Иоанн говорит об Агнце в определенной форме, он напоминает обо всех агнцах, принесенных в жертву на богослужениях, установленных Богом в Израиле, среди которых самыми главными были пасхальные агнцы. В этом было неисчислимое число символов. Ежегодно в каждом доме по всей стране приносился в жертву агнец. Но когда Иоанн говорит не просто «агнец», но «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», он особо имеет в виду Ис. 53, где мы находим как слова, так и смысл этого текста. Ибо там сказано не только, что Христос «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих», но также, что Он понесет грехи всего мира. Здесь находятся дорогие строки: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». И еще: «Он понес на Себе грех многих»; «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». И это все выражает здесь Иоанн в кратких, но богатых содержанием словах, когда он указывает рукой на Иисуса и провозглашает: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Задумывались ли вы когда-нибудь, что же произошло? Ведь мы до сих пор ясно видим, что грех существует в мире, и ощущаем его силу в нас самих. Между тем Иоанн Креститель говорил о снятии греха через жертву. Предшествующие жертвы лишь обозначали снятие вины и наказания или перенесение последнего с виновного человека на жертвенное животное, которое затем закалывали. Об этом говорил и Исайя в словах: «Господь возложил на Него грехи всех нас». И снова: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши». Однако ни в этих словах, ни при прежних жертвоприношениях ничего не говорилось об изъятии заразы греха из греховного человека, но лишь о наказании, которое было возложено на Него. А Исайя говорит «мира нашего». Так говорит и Послание к Евреям, что, если жертва действительно снимает грехи, мы больше не несем их на нашей совести; доказательством же того, что левитские жертвоприношения не снимали греха, является то, что грехи оставались на совести людей, приносивших жертвы. Для свободы совести от греха нужно лишь истинно верить и знать, что свершила жертва Агнца. Следовательно, это вопрос о нашей вере. Здесь все зависит лишь от того, во что мы верим. Дело Христово не подведет. Оно не подведет потому, что Своей жертвой Агнец Божий воистину взял на Себя грехи мира. Если мы до сих пор носим наши грехи и не обрели мира совести, то это потому, что мы не верим Божию свидетельству о Своем Сыне, что Он возложил на Него все наши грехи. Здесь нам нужно понять, что такое вера и как ужасен грех неверия. Имея эти слова перед глазами, так просто видеть истинность свидетельства о том, что Агнец Божий берет на Себя грех мира или, как гласит слово Исайи, что Господь возложил на Него грехи всех нас. Наша полная свобода от вины греха и от суда Божия полностью зависит от столь простой истины, как та, что, если какую-то вещь взять со своего места и положить на другое, она уже не лежит на прежнем месте. Если твои грехи возложены на Агнца Божия, они уже не лежат на тебе. Если Господь Бог возложил твои грехи на Агнца, вменил их Ему и наказал Его за них, то они больше не вменяются тебе. Воистину ты совершил их и нарушил Закон Божий; но, когда Господь Бог из Своего великого милосердия снял их с тебя и возложил на Своего Агнца, Он воистину не будет вменять тебе те же грехи. Об этом Лютер говорит такие слова утешения: «Господь Бог сказал: Я знаю, что тебе трудно нести твои грехи, поэтому Я хочу возложить их на Своего Агнца, сняв их с тебя. Верь в это, ибо, когда ты так веришь, ты свободен от твоих грехов. Грех может находиться лишь в двух местах: он или на тебе, на твоей шее, или на Христе, Агнце Божием. Если он лежит на твоей шее, ты погиб, но, если он лежит на Христе, ты свободен и спасен. Теперь выбирай, чего ты хочешь. Если бы грехи остались на тебе, то было бы по закону и праву, но по благодати они возложены на Христа, Агнца. Если бы Бог хотел обойтись с нами по справедливости, мы погибли бы».  

/Цит. по: К.У. Росениус "Слово Божие на каждый день".
© Перевод: В.Ю. Володин.
© "Ал
етейя", СПб, 1999.
/