ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Карл Улоф Росениус

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Лк. 10:27)

Это первая и наиважнейшая заповедь. Да и что же может быть благоразумнее, чем так любить Бога? Разве не истинно, что каждое биение пульса, каждая мысль, все силы, все наши чувства и помыслы, тело, душа и жизнь должны всегда принадлежать Ему, что каждое мгновение должно быть посвящено Ему? Ни один миг нашей жизни не должен пройти без того, чтобы мы жаждущей, любящей душой взирали на Него, спрашивая о Его воле и благоволении, обращая внимание на каждый Его намек. Воистину для существ, сотворенных по образу Божию, неуместно ничто менее этого. И это выражено в словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим».

То, что ты должен любить Бога всем сердцем твоим, означает, что ты должен искренне и без лицемерия действительно любить Его так, чтобы Он стал для тебя самым лучшим, затмил все другое, ибо все сводится к Нему. Ибо мы знаем, что человек создан так, что он не может одинаково любить два предмета одновременно, как объясняет Христос в Мф. 6:24. Господь Бог желает быть для твоего сердца именно таким лучшим предметом, о котором ты больше всего думаешь, к которому — твое высшее стремление, от которого для тебя все зависит, который больше всего радует тебя. Это и означают слова: «Возлюби Бога всем сердцем твоим». Следующие слова лишь далее развивают первые, из которых следует все. Когда добавляется «всею душею твоею», это говорит нам, что, когда ты любишь Бога всем сердцем, ты жертвуешь для Него всю свою жизнь, так что твои благополучие, слава, удовольствия, да и сама жизнь становятся неважными перед Ним. Ибо слово «душа» в языке Писания обычно означает плотскую жизнь и все, что происходит в наших внешних чувствах. Значит, если тебя влечет любовь к земным вещам либо к чему-то своему или же страх страдания уводит тебя от Господа, ты тотчас отвергни их и скажи: «Я могу потерять или пережить что угодно, но, пока у меня есть Ты, Господь, я не прошу ничего, ни на небе, ни на земле». Далее говорится: «всеми силами твоими», — то есть все твои способности должны быть каждый миг заняты Богом, молитвой и служением Ему; так, чтобы твои мысли всегда общались с Ним, предметом твоего воображения и движений чувств всегда бы был Бог; чтобы твои глаза видели, твои уши слушали лишь то, что принадлежит Богу, язык постоянно говорил бы о Нем, руки делали бы что-то в служении Ему. И, наконец, сказано: «Люби Бога всем разумением твоим», или, по существу, «пониманием». «Любить Бога всем пониманием» означает с любовью заботиться о том, чтобы во всем стремиться наилучшем образом угождать и служить любимому, иными словами, принимать во внимание склонности и благоволение любимого, потому что для любимого всегда лучше и приятнее тот, кто угождает Ему. Заметьте, что значит любить Бога всем разумением своим! Это значит не знать никакого другого мерила того, что хорошо, правильно или приятно, кроме Божия благоволения. Что если Бог желает чего-то, допускает или посылает что-то, пусть даже это и горько для меня, но это тотчас становится дорого и драгоценно мне, лишь потому, что дорогой Бог этого желает. И, наконец, это становится и моим желанием. Ибо любить всем разумением — противоположно действиям по приказу или под принуждением. Следовательно, если тебе трудно, когда ты что-то делаешь или страдаешь ради Бога и подавляешь в себе противление, ты не любишь Бога всем разумением твоим. Ты должен так любить Бога, что все, что Он допускает или посылает тебе, должно быть тебе дорого ради Его воли, пусть даже для тебя это будет труднее всего, например ты лишишься самого дорогого, что имел на земле, или разрушится все твое земное счастье, или будет уничтожено твое доброе имя и т. д. Да, все это горько само по себе, но лишь ради Божия благоволения это будет дорого и приятно тебе; только потому, что Он этого желает. Вот что заключено в словах: люби Бога всем разумением твоим. Ибо как же может человек любить Бога всем разумением своим и не любить того, что угодно Богу, включая и страдание, которое Он посылает? Если ты только любишь Бога — всем сердцем твоимвсей душою твоеювсем разумением твоим, все, что угодно Ему, будет тебе дорого, будь то приятно или горько, лишь бы Он этого желал.

/Цит. по: К.У. Росениус "Слово Божие на каждый день".
© Перевод: В.Ю. Володин.
© "Ал
етейя", СПб, 1999.
/