ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Карл Улоф Росениус

Не прелюбодействуй (Исх. 20:14)

Господь Христос объяснил эту заповедь (Мф. 5) - какая милость явлена в этом! Ибо, если мы хотим спастись, нам нужно слушать Его. Иудеи обращались с шестой заповедью так же, как и с пятой: они видели лишь ужасное действие, в данном случае - разрушение брака, ибо шестая заповедь, собственно, гласит: "Не разрушай брака". Они не обращали внимания на то, что их сердца были полны нечистых желаний и похоти. Тогда Господь Христос пришел с великими словами: "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем".

В свете этого великого заявления мы и должны рассматривать эту заповедь. Но сначала исследуем, почему эта заповедь, имеющая столь глубокое духовное значение, звучит, собственно, так: "НЕ разрушай брака". В этом заложено глубокое наставление данной заповеди. Здесь мы возвращаемся к основанию этой заповеди, а именно к первой высказанной мысли Бога при сотворении человека, к повелению о человеческом существовании и заселении земли. Бог сотворил мужчину и женщину и тотчас определил святое установление брака. Сотворение человека и его размножение - две мысли, соединенные у Бога, так что мы можем найти установление брака, основание шестой заповеди, в первой главе Библии, в истории творения! "Мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь"; во второй главе добавлено: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть".

Когда мы задумаемся о том, что брак есть столь святое установление Господа Бога при самом сотворении, мы сможем понять, каково значение шестой заповеди, каким ужасным преступлением против Божия величия является любое разрушение брака. Тот, кто разрушает брак, искажает и извращает святейшее и важнейшее отношение на земле, он разрывает самые святые узы, связанные Самим Богом, он загрязняет и бесчестит чистейшее, нежнейшее и драгоценнейшее отношение между людьми, он, как злодей, преступно вмешивается в Божий права и порядок, при этом он превращает счастье в горе, благословение - в проклятие, поскольку благополучие человечества, и во времени, и в вечности, основано на браке. Но совершает ли это только тот, кто в обычном смысле слова разрушает свой или чужой брак? Обращена ли шестая заповедь лишь к тем, кто уже состоит в браке? Нет, согласно толкованию Слова Божия, эта заповедь охватывает всех людей без исключения. Ибо когда Господь Бог сотворил человека, мужчину и женщину, Он также провел и святую разграничительную линию между ними. Эта разграничительная линия - Божие установление, поэтому она так же свята и нерушима, как и сам брак. Любой, кто нарушает эту установленную Богом границу, будь то в мыслях, словах или делах, нарушает шестую заповедь. И в этом смысле святой Бог обращается также ко всем не состоящим в браке мужчинам и женщинам, ко всем юношам и девушкам: "Не разрушай брака". Каждый может видеть, что эта заповедь имеет такое всеохватывающее значение, из ее толкования Христом, когда Он говорит, что каждый, кто всего лишь смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в своем сердце. Возможно, ты считаешь себя праведным в отношении этой заповеди, ибо ты из страха Божия суда, а может быть просто из страха стыда или позора или других вредных последствий, воздерживался от осуществления своего желания. Но Господь Христос здесь говорит, что ты уже предстоишь перед очами Божиими как разрушитель брака. Он говорит, что ты уже прелюбодействовал. Рассмотри такой пример: если бы кто-то настолько ожесточился на тебя, что хотел бы убить тебя, но воздерживается от этого злодеяния из-за ужасных последствий, стал бы ты относится к нему лучше, чем к убийце, который действительно совершил кровавое преступление? Нет, ты мог бы с полным правом сказать: разница лишь в том, что мой враг боится за свою голову, тогда как настоящий убийца смелее и отчаяннее; но в душе и в сердце они совершенно одинаково злы. Так и здесь: постыдный прелюбодей в отличие от тебя не боялся позора и других наказаний. Разница между ним и тобой лишь в том, что ты из страха удержался от исполнения своего желания. Поэтому не только перед Богом, но и в действительности в своем сердце ты прелюбодействовал так часто, как часто ты желал этого. Так объяснил эту заповедь Сам Господь Христос.

/Цит. по: К.У. Росениус "Слово Божие на каждый день".
© Перевод: В.Ю. Володин.
© "Ал
етейя", СПб, 1999.
/