ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Карл Улоф Росениус

Не кради (Исх. 20:15)

Рассмотрим, что означает эта седьмая Божия заповедь и что подразумевается под кражей и воровством. Здесь имеется в виду любой способ лишить ближнего его имущества, будь то тайно или явно, силой или обманом, через преступление или под видом закона и права. Воровать, быть вором так отвратительно, что большинство людей считают себя свободными от этого греха. Если и удается убедить наших добропорядочных мирских людей в нарушении остальных заповедей, они гордо поднимают голову, когда речь заходит о седьмой заповеди: "Здесь я, наконец-то, праведен, - думают они. - Ведь я не воровал, не протянул руки, чтобы завладеть имуществом другого. О, как ужасно, когда честных людей хотят превратить в воров!" Да, воистину, если бы кражей были только взлом замков в домах других людей и похищение денег и имущества столь грубым способом, тогда, конечно же, большинство людей были бы праведны перед этой заповедью. Но насколько все меняется, когда мы рассмотрим ее в свете объяснений заповедей Христом! Какое ужасающее открытие, если, благодаря такому объяснению, ты обнаружишь, что и ты - вор! Когда человек понимает и сознает перед очами Божиими, что любой способ наживаться, нанося ущерб ближнему, есть воровство, будь то в торговле, когда удается приобрести что-то по неоправданно низкой цене или когда продавец запрашивает и получает слишком высокую цену, которую красноречиво называют грабительской, за свой товар, будь то когда работник работает небрежно и т. д. Тогда и станет понятной истинность слов Лютера о том, что "никакое ремесло в мире не распространено столь широко, как воровство", что оно "настолько распространенный и всеобщий порок, который, однако, так мало замечают, что если бы повесить всех воров, которые не хотят называться таковыми, мир бы опустел, и не хватило бы ни виселиц, ни палачей".

Здесь мы не говорим о сердце или о том, что глаза Божий видят тебя как вора, хотя ты еще нисколько не уменьшил имущество твоего ближнего, а только имеешь желание это сделать и лишь из страха и осторожности воздерживаешься от этого. Мы попросим всех и каждого серьезно задуматься о том, что заключено в словах: любой способ уменьшить имущество ближнего есть настоящее воровство; воруют не только когда грабят сундуки и карманы, но и когда на рынке или в лавке запрашивают за товар слишком много или дают слишком мало; когда в мастерской работают плохо или с обманом и получают полную плату; когда слуга или служанка в доме не служат верно или что-то упускают из виду, одним словом, не заботятся о благе хозяев; когда во время нужды берут необычайно высокие проценты на ссуду и т. д. Таким образом ты быстро отбираешь у своего ближнего десять, двадцать, пятьдесят или сто крон и все же ходишь на свободе, тогда как многие попадают в тюрьму или оказываются у позорного столба за меньшие деньги, лишь потому, что воспользовались другим способом воровства.

Но в любой заповеди есть не просто запрет, но и повеление. Такова и седьмая заповедь. Она означает не только то, что мы не должны, воровать, но и то, что мы должны помогать нашему ближнему защищать и умножать его имущество (Исх. 23:4, 5). Когда мы задумаемся о том, что Господь Бог, запрещающий зло, с такой же серьезностью требует от нас делать добро, эта часть заповеди станет для нас еще более актуальной и превратит в грешников даже тех, кто не был грешен в нарушении первой части. Для этого требуется, чтобы мы смотрели не на внешнюю сторону поступка, но чтобы Сам Бог что-то значил для нас. Мир и разум говорят так: "Если я ничего не беру у другого человека, я могу действовать свободно, на благо самому себе". Но в царстве Христа действует иной закон. Он гласит: "Ты не просто не должен причинять ближнему ничего плохого, но, напротив, должен делать для него всякое благо с помощью тех даров и имущества, которые Бог даровал тебе именно для этой цели; ты должен возлюбить ближнего своего, как самого себя". Тот, кто не делает зла, совершает, однако, большой грех тем, что не делает добра, которое он может и должен делать. Даже наши временные блага Господь Бог дал нам не для того, чтобы помогать лишь самим себе, но чтобы также делать добро ближнему, как управители нашего Бога, которые не имеют права поступать с Его дарами, как им заблагорассудится, но так, как требует Его святая любовь. В этом - основа целой цепи обязанностей, о которых не знает мир. Взвесим же еще раз на золотых весах закона любви наше отношение к седьмой заповеди. Тогда мы с изумлением обнаружим, что почти все наши дела, наша еда и питье, наша работа и наш отдых, наша сдержанность и щедрость - все, все заражено и пронизано грехом против этой заповеди.

/Цит. по: К.У. Росениус "Слово Божие на каждый день".
© Перевод: В.Ю. Володин.
© "Ал
етейя", СПб, 1999.
/