ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Карл Улоф Росениус

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20:16)

Это заповедь, на которую почти никто не обращает внимания, поэтому о ней всегда трудно говорить так, чтобы люди осознали ее значение. Преимущество пятой, шестой и седьмой заповедей в том, что преступления против них осуждаются мирскими властями и почти всеми людьми в мире. Но насколько же велики преступления, которые касаются лишь этого небольшого члена, языка, и унижения своего ближнего? Можно лишь сказать по секрету несколько слов своему другу. Того, кто взламывает замки в домах других людей и похищает деньги, а затем оказывается в тюрьме, или того, кто проливает кровь человека и кого затем обезглавливают на лобном месте, можно считать большим преступником. Но того, кто просто говорит, просто ведет языком доверительные разговоры и тем самым лишает своего ближнего того, что ему намного дороже денег, а часто и дороже самой жизни, а именно его доброго имени и репутации, не считают большим преступником, не наказывают у позорного столба или на лобном месте. "Это ведь просто несколько слов, которые сорвались с языка", - так говорят об этом. Но в Священном Писании об этом говорится по-иному, там клеветник сравнивается с вором. Сказано: "Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель" (Сирах 20:25).

Перейдем теперь к рассмотрению самой заповеди и посмотрим, чего желал и добивался Господь Бог, когда Он повелел: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Здесь мы снова видим Божию заботу о человеке, когда Он на скрижали закона заложил всеобщие основания хороших отношений между людьми здесь, на земле. Милостивый Отец в особенности хотел оградить и защитить четыре драгоценных сокровища человека, а именно: прежде всего, плотскую жизнь; далее, святость брака; затем, наше земное имущество; и, наконец, наше доброе имя и репутацию, которые обычно для нас дороже земного имущества, дороже самой жизни. Но если для тебя твои добрые имя и репутация так дороги, что ты не терпишь ни малейшего посягательства на них, то для другого человека его честь и достоинство столь же дороги. Посему эта заповедь столь же серьезно обращается к тебе, сколь и к другому человеку. Эта заповедь, как и все прочие, касается всех, и ни один человек не отстраняется от обязанностей, налагаемых этой заповедью. Кто бы ты ни был, ты должен отнести эту заповедь к самому себе: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Ибо наш Господь Бог всерьез желает того, чтобы доброе имя, честь и достоинство нашего ближнего не были у нас в пренебрежении. Так же как мы не должны расточать или уменьшать его имущество и деньги, мы должны заботиться о сохранении чести супругов, детей, хозяев и соседей. Об этом нужно задуматься каждому.

Итак, что же содержит эта заповедь? В первую очередь она означает, что не только в суде, но и при всяком общении ты должен самым серьезным образом следить за своими словами и намеками о ближнем, чтобы без необходимости не давать повода к недостойным мыслям о нем. И вообще, избегай всякой лжи и клеветы и всеми силами стремись к чистой правде в своем общении. Эта заповедь нарушается, во-первых, в суде, когда кто-то ложно обвиняет своего ближнего, или когда обвиняемый с помощью лживых уловок пытается скрыть истину, или когда свидетель говорит что-то ложное, слишком мало или слишком много по делу, или когда адвокат сознательно принимает ложное утверждение, или когда судья выносит заведомо несправедливый приговор. И, во-вторых, вне суда, в частной жизни, когда человек по недомыслию или из злобы ложно оговаривает своего ближнего, самостоятельно сочиняя или пересказывая и распространяя ложные россказни о нем; или когда человек просто своим молчанием, задумчивым выражением лица и пожатием плеч намекает на что-то плохое о ближнем, чего он с уверенностью не знает и на что по закону любви ему не следует намекать. Иногда это происходит чрезвычайно тонко и незаметно, когда слова или поступки истолковывают в определенном направлении, при этом создается ложное мнение о них. Это может происходить настолько тонко и незаметно, что лишь всевидящий Бог может заметить это. Это называется "распространять ложь и слухи о ближнем". Но когда мы задумаемся о том, как Господь Христос объяснил нам закон, который воистину требует, чтобы мы любили ближнего своего, как самого себя, и поступали с другими лишь так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами, мы увидим истинность объяснения Лютером этой заповеди, а именно, что мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не говорить неправды о ближнем своем, не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нем худой молвы, но, напротив, "защищать его, говорить о нем только хорошее и стараться все обратить к лучшему".

/Цит. по: К.У. Росениус "Слово Божие на каждый день".
© Перевод: В.Ю. Володин.
© "Ал
етейя", СПб, 1999.
/