ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Карл Улоф Росениус

Кто делает грех, тот от диавола (1 Ин. 3:8)

Заметьте различие между словами "иметъ грех" и "делать грех". Мы читаем в 1 Ин. 1:8: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя". И в том же Послании: "Кто делает грех, тот от диавола... рожденный от Бога не делает греха". "Иметь грех" означает, что грех живет и движется в плоти христианина, что грех может даже одолеть его в битве и христианин может пасть, но с болью, в битве - значит, он имеет грех как страдание, как тягчайшее из страданий, от которого он очень хотел бы избавиться. "Делать же грех" - значит иметь его как повседневное занятие, как привычку, не думая о том, чтобы отложить его, но, напротив, защищать и восхвалять его, хотя лицемер может на словах и не одобрять его, но на деле продолжает и хвалит его. Многие могут мастерски жаловаться на грех и говорить о нем, но на деле никогда не пытаются отказаться от него, даже имеют тайное желание сохранить его или решают отказаться от него, но не сейчас; либо отказываются от многих грехов, чтобы сохранить лишь тот или другой грех, который им дороже всего и который они поэтому часто стремятся защитить хорошими объяснениями или скрыть. Честная душа ищет в Слове совета и помощи, чтобы избавиться от своего греха; другой ищет в слове какого-то оправдания своему греху. Вот в чем различие между словами "иметь грех" и "делать грех", между честным и лживым духом.

Здесь также следует заметить различие в самих грехах. Они бывают двух видов: к одному относятся такие, которые можно полностью изгнать или отвергнуть, как, например, брань, употребление имени Божия напрасно, несоблюдение субботы, пьянство, мирские развлечения, недостойные христиан, и вообще господствующие в мире явные грехи - блуд, воровство, ложь, ожесточение и т. д. Они всегда несовместимы с истинной верой и доброй совестью; но если христианин впадает в один из таких грехов (что возможно, как показывают примеры святых), тотчас также падают его вера и мир в душе, восстановить которые можно лишь через покаяние и прощение грехов. В отношении этих грехов лицемер, наоборот, будет пребывать в них, скрывать их или искать извинений и превратит их в свою привычку. Это и значит "делать грех", а тот, кто делает грех, - от диавола. Это и значит "жить по плоти". Но если вы живете по плоти, вы должны умереть. Именно о таких грехах апостол говорит: "Поступающие так Царства Божия не наследуют" (Гал. 5:21).

Другой вид грехов - это те, которые заложены в самой плоти, как семена и корни всякого зла. Их никогда не удастся полностью искоренить до тех пор, пока мы находимся в этом времени испытаний. Ибо когда они будут полностью искоренены, нам не нужно будет более сохранять бдительность и бороться, чего не произойдет прежде смерти. Грехи этого рода: недостаточная любовь к Богу, трусость в исповедании веры, леность в молитве и чтении Слова, недовольство призванием и нерадение, нетерпение, гнев, нечистые мысли и желания, жадность, неверие, печаль и т. д. В отношении этих грехов различие между понятиями "иметь грех" и "делать грех", различие между честной душой и лицемером состоит в том, что последний, усвоив, что все нечисты, что все слабы и грешны, на этом успокаивается и не утруждает себя бдительностью и битвой против этих грехов, от которых он все равно никогда не освободится, и тем самым дает свободный ход греху. Бывает, что он не желает даже называть их грехами, но просто не замечает их, будто их нет вовсе. Но разве равнодушие к Богу, леность в молитве и чтении Слова - это не тяжкие грехи? Честная душа, напротив, пребывает в постоянной битве - в страдании от этих грехов, в воздыханиях и недовольстве собой, в молитве и бдительности в отношении зла. "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5:24). Но "распятая" плоть еще может жить, извиваясь на кресте, пытаясь освободиться в недовольстве и ярости; пока она находится там, она не получит желанной свободы. И опять, тот, кто, согласно этим словам, не распял свою плоть, не принадлежит Христу.

Но, если дух честно и искренне желает избежать зла и стремится к добру, он тем самым вновь отличается от духа лжи. Есть некоторые благочестивые люди, которые как бы имеют некую меру в своей набожности, молитве, любви, вере и добрых делах. Когда они достигают этой меры, они не стремятся дальше, не беспокоятся о возрастании в благодати, но считают, что достаточно удержаться на достигнутом месте. Это есть внутренняя смерть и дух нераскаянности. Честный дух всегда стремится к возрастанию в благе, например к большему смирению, большей вере и любви, большей готовности и силе поступать угодно Богу. Ложному христианину слишком трудно произвести эти добрые дела и плоды веры. Лживость духа выдает себя в том, что он временами может хвалить и одобрять их и хорошо говорить о них, но сам никогда не готов начать самостоятельно осуществлять их на деле.

/Цит. по: К.У. Росениус "Слово Божие на каждый день".
© Перевод: В.Ю. Володин.
© "Ал
етейя", СПб, 1999.
/