ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Карл Улоф Росениус

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14:13)

Здесь следует рассмотреть, что значит просить во имя Иисуса. Просить во имя Иисуса, в сущности, означает просить на основании посреднических заслуг Иисуса, в молитве с верой взывать к Посреднику. Вот что всегда означает само выражение "просить во имя кого-то", и это нам ежедневно встречается в повседневной жизни, когда богатый и пользующийся доверием человек дает бедному и нуждающемуся в помощи лишь свое имя и лишь молвит слово перед теми, у кого есть необходимые бедняку средства. Но с таким именем и словом богатого и уважаемого человека бедняк всегда с большой уверенностью идет к тем, кто может предоставить необходимые средства; и помощник при этом настолько уверен и готов оказать помощь, что он даже не спрашивает у бедняка гарантий соответствующих ежегодных платежей, но отвечает: "Мне не нужно ничего, кроме этого имени". Так бывает, когда человек может приходить от имени другого. Из этого мы отчасти можем понять, что значит просить во имя Иисуса и что обычно выражают заключительные слова наших церковных молитв: "Через Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего". Но, если мы посмотрим на контекст, в котором находятся эти слова в Ин. 14, он, вероятно, дает некоторые основания для мнения тех, кто считает, что просить во имя Иисуса значит просить в соответствии с волей Иисуса.

Для того чтобы человек мог истинно просить ради заслуг Иисуса и молиться согласно воле Иисуса, необходимо действие Духа в душе, благодаря которому мы становимся учениками Христа и детьми Божиими. В глубине всей человеческой природы лежит заблуждение, что Бог будет смотреть на нас и наше достоинство и будет к нам милостив, если мы были достаточно благочестивы и послушны; и наоборот, мы думаем, что не дождемся, чтобы Он милостиво посмотрел на нас и услышал наши молитвы, когда мы испытываем угрызения совести из-за греха и недостоинства: так глубоко засела зараза самоправедности в нашей природе! Даже истинные дети Божий, которые в первом великом покаянии были настолько уничтожены и раздавлены законом, что лишь с большим трудом смогли пройти сквозь тесные врата веры в чистую благодать ради заслуг одного Христа и через эту веру обрели полное спасение во Христе, даже эти люди теперь в тысячный раз, все то время, пока они живут на земле, снова впадают в то же заблуждение, что будто Бог будет милостив к ним и услышит их молитвы лишь постольку, поскольку они были послушны и благочестивы, но Он будет гневаться и не пожелает их слушать, когда грех застает их врасплох, когда они чувствуют себя недостойными. Однако молиться с мыслью, что Бог услышит нас в той мере, насколько мы сами были достойны, - это и есть полная противоположность молитве во имя Иисуса или упованию лишь на Его заслуги Посредника. О, каких трудностей и скольких унижений мы избежали бы, если бы всегда, в истине и чистоте думали так: лишь ради достоинства Иисуса, лишь во имя Иисуса, лишь ради Иисуса будь милостив ко мне и дай мне благо, хотя я заслужил лишь зло. Но если в этом - самое трудное искусство, даже для рожденных свыше детей Божиих, насколько же невозможно для необращенных истинно молиться единственной молитвой, лишь ради заслуг Христа!

Столь же невозможно для нерожденных свыше молиться по воле Иисуса, иметь в сердце те же чувства и молитвы, что были у Самого господа Иисуса; в этом второе значение слов "молиться во имя Иисуса", ибо к молитве относятся сами желания и расположение сердца. Но подумайте, каково чудо благодати, когда я обнаруживаю, что через веру обрел такое сердце, что, даже когда я не думаю о примере и предписаниях Иисуса Христа о молитве, а занимаюсь своими повседневными делами, в моем сердце все равно есть те же волнения, те же заботы, желания и вздохи, какие я нахожу в молитве Господней и других выражениях разума Иисуса. Я постоянно думаю и вздыхаю о том, чтобы Бог дал свою благодать для увеличения Своего царства в моем сердце и в сердцах других людей. У меня такой разум, что ничто не доставляет мне большую радость, чем знание о деяниях Божиих в душе человека, когда я замечаю, что царство Божие где-то возрастает, что становится известно и прославляется имя Божие. Как раз об этом говорится в двух первых прошениях молитвы "Отче наш": "Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое". В этом - сумма всего, к чему стремился здесь Иисус, ради чего Он вкусил смерть и приложил все силы, чтобы спасти души и распространить царство спасения на земле. Если ты беспокоишься, думаешь и вздыхаешь постоянно об одном, о спасении и блаженстве душ, радуешься и изумляешься дарованной тебе благодати, значит в тебе те же чувства, что и в Иисусе. Пусть весь мир вокруг тебя темен и тесен, в твоей душе действует чудо благодати, которое тысячекратно перевешивает все, что существует в этом мире. Когда ты, не думая о предписаниях Иисуса и о прошениях молитвы "Отче наш", день и ночь взываешь о том, чтобы Бог осуществил Свою волю в тебе, пусть даже Его воля будет препятствием твоей воле и умертвит ее, лишь бы Его воля свершилась! Только бы я мог творить волю Божию! - Значит в твоем сердце то же чувство, что и в третьем прошении: "Да будет воля Твоя". Пробудись с радостью и изумляйся этому чуду в своем сердце, что в тебе есть те же чувства, что и в Иисусе. Какая благодать, какое блаженство, что в нас живет тот же дух, что и в Боге! Это ли не доказательство "сопричастности Божию естеству"?

/Цит. по: К.У. Росениус "Слово Божие на каждый день".
© Перевод: В.Ю. Володин.
© "Ал
етейя", СПб, 1999.
/