ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Карл Улоф Росениус

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27)

Апостол говорит, что мы крещены во Христа. Хотя Крещение, согласно повелению Христа, происходит во имя всей Божественной Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, оно, однако, особо называется Крещением во Христа. Причина этого нам известна: в Нем одном есть спасение, Он один есть путь, Он есть дверь: никто не приходит к Отцу иначе, как только через Него. Отец соделал Христа Совершителем нашего спасения, нашим первосвященником, пророком и царем. На Него указывает Отец, говоря всей плоти: "Почтите Сына" (Пс. 2:12) и "Его слушайте" (Мк. 9:7). В Него мы должны креститься, с ним мы должны связать себя, ибо в Нем есть жизнь. Словом "в" ("крещенные во Христа") выражается внутреннее соединение и причастность Христу во всех Его благах, какие приносит Крещение. Эти соединение и причастность еще яснее выражены словом "соединены", т. е. "укоренены" в Нем (Рим. 6:5), ибо крещенного и верующего человека больше не следует рассматривать как отдельную личность, но лишь как часть Христа, "член Тела Его": то, что затрагивает один член, также затрагивает и голову, и чем владеет голова, тем владеет и один из членов.

Но истинно ли это? Может быть, мы говорим здесь чересчур прекрасные слова? Истинно ли то, что Крещение приносит такое внутреннее соединение со Христом, даже "укоренение" в Нем? Верно ли то, что апостол имел это в виду, говоря о Крещении? Посмотрите, как он говорит: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись". Обратите внимание на слово "облеклись": "облеклись во Христа", завернулись в Него. Здесь говорится именно о том же внутреннем единении, что и в слове "укоренены", "привиты", так что мы становимся одно со всей Его личностью, Его заслугами и благоволением, которое Он имеет у Отца.

То, что это кажется нам слишком величественным и чуждым, зависит лишь от отвратительного неверия в наших сердцах и от могущественного воздействия дьявола, который не желает позволить нам обрести высшее утешение, способное нанести урон его царству. Следует также задуматься о том, что все, что сделал для нас, людей, великий любящий Бог, неизмеримо больше и выше всех наших мыслей и чувств. Ведь Он сделал нас Своими детьми и наследниками всего Своего царства; Он отдал Своего Единородного, вечного Сына, для того чтобы Тот сначала стал нашим братом, нашим дорогим родственником, а затем - нашим Спасителем, нашим примирителем и защитником; Он дал и ежедневно дает нам Своего Святого Духа, совершающего в наших сердцах чудесные божественные деяния, которых мы не можем отрицать. Разве на Него не похоже, или слишком много для Его любви, что Он также дал нам такое средство присоединения, как Крещение, а именно внешнее и видимое действие, через которое отдельный человек становится причастен всей Его благодати, принимается и посвящается в Его завет благодати? Когда мы увидим, как апостолы объясняют Крещение, а именно то, что в нем мы "облекаемся во Христа", "укореняемся в Нем", становимся "чистыми" и "спасенными", можно лишь удивляться тому, что к этому драгоценному установлению Божией благодати обычно относятся с таким презрением. Но презрение к Крещению имеет ту же причину, по которой иудеи презирали Христа, а именно простой и непритязательный внешний вид. Христос родился в яслях, Он был беднее птиц и лис, Он был "муж скорбей и изведавший болезни", и, наконец, умер на лобном месте. Поэтому "Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его", - говорит пророк от имени иудеев. Так происходит и с Крещением. Мы смотрим на воду, как говорит Лютер, "глазами коровы, которая знает, что вода пригодна для питья". Мы совершенно забываем о том, что великий Господь Бог связал с этой водой Свое святое обетование. С нами происходит то же самое, что и с сирийским военачальником Нееманом, когда пророк Елисей сказал: "Омойся в Иордане - и исцелишься". Тогда Не-еман посмотрел на внешний вид самой воды и заметил, что вода в Иордане не может быть лучше той, которая была у него в Дамаске, совершенно забыв о том, что обетование связано с водой лишь Иордана. Как точно и важно замечание Лютера о Крещении, которое мы читали уже в детстве: "Конечно, не вода творит это, но Слово Божие, которое с водой и в воде пребывает, а также вера, уповающая на Слово Божие, соединенное с водою. Ибо без Слова Божия это обычная вода, а никакое не крещение. Но соединенная со Словом Божиим она становится Крещением, благодатной живой водой и банею возрождения в Святом Духе". Премудрость Божия именно для того связала наше спасение с самым непритязательным средством, чтобы испытать нас, посмотреть, будем ли мы уважать Его слово или, наоборот, искать чего-то более великого и значительного. Так Бог испытывает нас малыми и незначительными вещами, подобно тому, как сито отделяет все слишком большое от Его доброй пшеницы; подобно тесным вратам, через которые в Его, царство пройдет лишь тот, кто достаточно умалился, стал простым верующим. Поэтому Он и сказал о малых детях: "Таковых есть Царство Небесное" и (Мф. 19:14). Он "избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых" (1 Кор. 1). Будем же остерегаться этого "наивреднейшего чудовища", то есть разума, в духовных рассуждениях (Лютер). Остерегайся, чтобы в вопросе о Крещении не остановить взгляда на воде, забыв то, что великий милостивый Господь связал с этим установлением Свое обетование вечной жизни и блаженства.

/Цит. по: К.У. Росениус "Слово Божие на каждый день".
© Перевод: В.Ю. Володин.
© "Ал
етейя", СПб, 1999.
/