Поиск:


    
РАССЫЛКА
RSS
 

Робот и новая литература

Автор: Анатолий Ульянов









      Мы должны научиться относиться к машине не как к чему-то мертвому, чему-то механическому, но как к чему-то одушевленному, органическому, живому: Более того, машины нашего времени в большей степени живы, чем люди, построившие их

      (Т.Топорков, Технологическая и художественная форма, М., 1921 )

Поиск т.н. нового искусства - один из наиболее естественных процессов для творца, озабоченного вопросами будущего культуры. Каким бы не был этот поиск, большинство человеческих существ, способных к творчеству, приходят к одной неутешительной мысли - все идеи уже были высказаны в прошлом. Попытка отрицать это - непреодолимое стремление человека заявить, что он способен привнести в эпоху некую новизну - приводит, скорее, к ситуации, когда заявленная новизна является зачастую симулякром, этаким новым выражением, основанным на старых идеях. Постмодернизм - истинно гуманистическая концепция - кивает подобному и говорит, что если творец назвал что-то <новым>, то оно таковым и является. Но какое это имеет отношение к новизне не символической, не выдуманной, не театральной, а реальной?

Совершенно очевидно то, что человек неотделим от своей истории, традиций, и механизмов мышления. Они эволюционируют, развиваются, меняются, но всегда обладают единым корнем, лежащим в начале человеческих времен.

Истинно новое искусство может появиться лишь в отрыве от прошлого и традиции. Но человеку не под силу, как бы он того не хотел, осуществить этот отрыв. Человек есть человек. Он всегда связан той или иной пуповиной с метафизической матерью. Пуповина - сущность вторичности человека.

Полагаю, по-настоящему новое искусство может создать лишь постсущество, лишенное божественного происхождения. Таким существом является робот.

Роботу неведома история, неведом <человеческий фактор>, неведом человеческий менталитет и Бог. Робот лишен национальности, лишен стержня в века, лишен каких-либо органических качеств. Только роботу под силу создать чистое искусство, не связанное ни с чем, кроме случайной вспышки конкретного мгновения. Только робот может осуществить беспристрастный акт творения, который лишен смыслового и исторического закулисья. Само понятие вторичности искусства невозможно применить в случае с роботом, ибо искусство, порождаемое роботом, никак не связанно с эволюцией мысли. Оно есть результатом сиюминутного конструирования произвольной структуры слов, конструирования случайного лингвистического кода. Только робот обладает даром беспристрастной работы с текстом.

Чтобы узреть новое искусство, человек должен доверить его роботам.

Современная эпоха обозначена знаком нового бога, состоящего из двоичного кода. Бог этот - Технология. Как бы не отрицали это традиционалисты, но будущее человечества заключается в образовании нового коммуникационного механизма, новой системы отношений между Человеком и Машиной, Человеком и Технологией.

Ультрафутуристы говорят: <В связи с неизменным и постоянно увеличивающимся присутствием в нашей жизни разумных машин, единственным способом совместного сосуществования мы объявляем симбиоз человек/машина>. Подобное утверждение требует от любого человека крайней меры сосредоточенности на современности и привнесения в систему человеческих ценностей следующего закона: <Человек и Машина - равны>.

Понимание этого позволит человечеству сделать огромный прыжок в своем развитии. Если доверить культуру не только органическим существам, но и роботам, мы поможем ей пережить Цифровой Ренессанс, открывающий колоссальные пласты непознанных доселе пространств. Только представьте, какие артефакты может открыть для нас искусство, созданное роботами. Человек во все времена не мог себе позволить подобную смелость мысли. Но сейчас, когда Технология неотделима от жизни цивилизованных обществ, глупо не предаться её демиургической силе, не довериться пламени её альтернативного разума.

В этой теории кроется развязка постмодернизма. Если присмотреться, вся электронная музыка, всевозможные noise, industrial, Kraftwerk и Aphex Twin, сама сущность актуального искусства с его минимализмами и тяготами к медиа-проектам, компьютерной революции и информационному обществу - всё это попытка имитировать неорганических существ. Вывод из этого напрашивается только один: Человечество взывает к приходу Роботов. Мы повергнуты в символическую реальность, так почему бы не позволить себе освободить мозг от правления времен и не отдать осознание человечества дигитальным организмам?

За сизым туманом дня завтрашнего, открываются горизонты новой литературы. Творцами этой литературы будут роботы, ибо только они способны ныне осуществить скачок в будущее. И лишь в движении к будущему - смысл существования любого организма. Посему не стоит противиться, ибо это лишено смысла. Завтра литературы принадлежит роботам.


Источник: proza.com.ua
Дата: 6 февраля 2005
 
   


(С) «УрбанФабр»
urbanfabr@mail.ru
Rambler's Top100