Поиск:


    
РАССЫЛКА
RSS
 

Магнус Вюрцер - радикальный техно-гедонист из Вены





Интервью проведённое Сергеем Тетериным для ArtInfo News, ноябрь 2005

Человек, с которым я хочу вас познакомить, очень необычен даже по венским меркам. Интеллектуал, техно-философ и художник, исследователь возможностей психики, организатор экзотических вечеринок, где роботы угощают людей выпивкой. Магнус Вюрцер - основатель и бессменный организатор (с 1999 года) философско-художественного фестиваля "Робоэкзотика", духовный последователь Тимоти Лири, принявший за аксиому - "Великое Будущее Технологии уже наступило. Так давайте же получать удовольствие!"

Мы сидим в квартире Магнуса в одном из центральных районов Вены. В доме - огромное количество художественных и технических артефактов, а также нечто вроде арт-офиса - ведь герр Вюрцер официально является главой "Ассоциации искусственно синтезированных искусств SHIFZ", весьма уважаемой в столичных венских кругах. Возле окна сооружена персональная оранжерея для личного любимца Магнуса - хамелеона Пепе. Хамелеон сидит где-то тут, между веток и ламп дневного освещения, но увидеть его не просто - он настоящий хамелеон. Мы курим вапорайзер - электрическая штуковина с мундштуком позволяет курить растительные смеси типа табака без применения дыма, на молекулярном уровне, просто дыша электротехнически измененным воздухом. Ведем неспешный разговор о культурах...

Но сначала - СПРАВКА. Магнус Вюрцер родился 22 августа 1970 года в местечке Мюдлинг под Веной. В 1982 году уже умел управляться с первыми прото-компьютерами "Commodore" от "Texas Instr." В 1985 поступил в технологический колледж в Вене, специальность - "компьютерная техника". Не закончив образование, в 1989 году отправился в Индию и Непал с целью найти "духовное просветление". Назад в Вену Магнус Вюрцер вернулся полностью другим человеком - художником, одержимым компьютерами, мечтающим отыскать успешные точки пересечения мира искусства и мира компьютеров. В 1991 году Магнус построил свою первую Mind Machine - артистическое устройство, комбинирующее воздействие света и звука, в результате чего зрители обыкновенно впадали в эйфорический транс. Возможно, осведомленный читатель здесь вспомнит "Машину мечты" Брайана Гайсина, легендарного художника и сотоварища Уильяма Берроуза... И разумеется, он будет прав. Эксперименты с Mind Machine обещали невиданные прежде возможности установить контакт с аудиторией. В 1995 году Магнус Вюрцер и его товарищ по искусству Кристоф Фаге основали музыкальную банду "The Binary Drug", в центре техрайдера которой была она, та самая Mind Machine. Закрученная на бинауральных ритмах клубная музыка моментально сделала двух маргинальных художников культовыми фигурами венского digital underground. Но Магнусу и Кристофу, разумеется, этого оказалось мало - они приступили к организации комплекса событий под названием "Робоэкзотика".

Магнус: В 1996 году мы основали ассоциацию SHIFZ и начали делать первые выставки между компьютерами и искусством. Мы строили и показывали разного рода художественные машины: "Brainwashing machine", "Neuronal", "Teleroboted Brainwashing System"... А в 1999 в клубе V.E.K.K.S. был организован первый фестиваль "Робоэкзотика" и состоялась первая церемония Премии ACRA (Ежегодная Премия Коктейльной Роботехники) по пяти категориям. Они не меняются уже шесть лет: 1. Подача коктейлей роботом; 2. Смешивание коктейлей роботом; 3. Барменские разговоры роботов; 4. Прикуривание у робота сигарет; 5. Прочие кибер-достижения в секторе коктейльной культуры.

Тетерин: А ваши философские диспуты о технологическом будущем, они начались уже на первой "Робоэкзотике"?

Магнус: Вначале это были спонтанные дискуссии о влияниях технологии на культуру. Потом это выросло и превратилось в ежегодный симпозиум, который теперь является неотъемлемой частью "Робоэкзотики".

Тетерин: И когда "Робоэкзотика" переместилась в Музейный Квартал окончательно? СПРАВКА. Музейный Квартал в Вене (MQ, MuseumsQuartier Vienna) - новейший и гигантский комплекс музеев и культурных заведений в самом центре города. Как пишет Екатерина Деготь: "Этот комплекс музеев и выставочных залов, посвященных искусству XX и XXI веков, открылся осенью 2001 года и немедленно получил статус главной венской достопримечательности и места массового туристического паломничества (а заодно и молодежной тусовки)". Два миллиона посетителей в год. 12 отдельных входов. Студии и лаборатории медиа-искусства выстроились в цепь внутри MQ, образовав так называемую Электрик Авеню - комплекс специализированных выставок, по длине не уступающий стандартному российскому переулку. Именно здесь "Робоэкзотика" и нашла свое постоянное (законное) место.

Магнус: Да, в 2002 году благодаря приглашению от наших друзей из "MonoCHROM" (группа венских художников и философов "информационного века") мы переместились в Музейный Квартал, и "Робоэкзотика" нашла себе место на просторах Электрик Авеню. В этом же году мы впервые получили системную поддержку от Правительства города Вена, а также от ряда частных лиц, занимающих серьезные позиции в IT-индустрии. И это было здорово. С самого начала "Робоэкзотика" была международным фестивалем, но после поддержки от Правительства города Вена у нас появилась реальная возможность широко приглашать зарубежных гостей - из США, России, откуда угодно. Благодаря этому, например, Кори Доктороу стал нашим "постоянным гостем" на протяжении нескольких лет.

Тетерин: Если говорить об истоках, то откуда берет начало главная идея? Кто придумал коктейль-роботов? Есть ли какие-то исторические примеры роботов такого типа, которые вдохновляли вас на организацию "Робоэкзотики"?

Магнус: Ну разумеется, наше движение возникло не на пустом месте. Нам известна американская компания, которая в 80-е годы разрабатывала робо-манипуляторы для NASA. Ее инженеры научили манипулятор, кроме всего прочего, смешивать алкогольные коктейли. Очевидно, это был первый зафиксированный исторически коктейль-робот. Также нам известно, что в одном из баров Шотландии в наше время работает бармен-робот. Еще один мы видели в центре Лондона, но этот бар был перепродан новому владельцу и теперь там совсем другое. А своего собственного коктейль-робота, нашего "первенца", мы с Кристофом построили в 1999-м.

Тетерин: В ваших программных документах вы постоянно говорите о "радикальном гедонизме в отношениях между машиной и человеком". Ведь это не просто громкие слова, у вас есть свое собственное представление о том, как могут - или должны - складываться отношения между человеческим и машинным?

Магнус: Это мой личный взгляд на вещи. Как мне кажется, наше общество все больше избавляется от каких-либо ограничений, связанных с получением удовольствия. В том числе, сегодня мы можем использовать не предназначенные для того технологические новшества - именно для получения удовольствия. Роботы на нашем фестивале наливают вам водка-коктейли - разве это не Золотой Век Технологии? Мы и только мы сами можем выбрать, в каком будущем нам жить. Имейте в виду, что будущее сегодня очень активно, оно как никогда раньше стремится стать настоящим. И каждый из нас должен выбрать, в каком будущем он будет жить - в мрачном, пост-индустриальном, описанном праотцами киберпанка, или в веселом будущем "Робоэкзотики", полном новых и ультра-новых удовольствий и развлечений, которые даруют нам новые технологии. "Робоэкзотика" как раз и пропагандирует эту идею - начать получать удовольствие от будущего, не дожидаясь перемен к лучшему в окружающем обществе. Идея радикального техно-гедонизма вполне может изменить вашу жизнь уже сегодня.

Тетерин: Как она вообще появилась, идея радикального гедонизма?

Магнус: В 1990 году у меня случилась очень значимая встреча с Тимоти Лири - на фестивале "Арс Электроника" в Линце. В значительной степени я вдохновлен идеями Лири, это настоящий факт. Впоследствии я много общался с писателем Робертом Уилсоном - о том, как общение с машинами меняет человеческую психику. И не только психику, но и само тело человека.

Тетерин: Ну а говоря по правде, что сегодня могут, на что способны машины (роботы), представленные на "Робоэкзотике"?

Магнус: Весьма возможно, что в ближайшие несколько лет современные технологии выйдут на новый уровень, и наши художественные машины приобретут эмоции, которые так необходимы для полноценного диалога с человеком. Пока что мы имеем дело с успешными симуляциями. Сегодня мы больше смотрим на реакции людей, взаимодействующих с машинами - именно в их психологии происходят наиболее интересные перемены. Фактически, наш фестиваль "Робоэкзотика" - больше о новых людях Информационного Века, чем о новых машинах...


Источник: www.teterin.ru
Дата: 20 февраля 2006


По теме:

  • Сайт ROBOEXOTICA Festival - http://www.roboexotica.org/
  • Сайт Ассоциации SHIFZ - http://www.shifz.org/
  •  
       


    (С) «УрбанФабр»
    urbanfabr@mail.ru
    Rambler's Top100