Поиск:


    
РАССЫЛКА
RSS
 

Искусственный интеллект

купить


          За что вы бросили меня, за что?
          Где мой очаг, где мой ночлег?
          Не признаете вы мое родство,
          а я ваш брат, я человек!
          Откройте двери, люди, я ваш брат
          и я ни в чем, ни в чем не виноват.

Artificial Intelligence. Философская проблематика фильма сформулирована в эпизоде-эпиграфе, когда ученый, во время лекции перед студентами, представляет своё новое открытие, которое позволяет создавать роботов способных на любовь и прочую эмпатию. Одна из присутствующих задает вопрос:

- Если робот сможет по-настоящему полюбить человека, какую ответственность придется нести этому человеку и сможет ли он тоже полюбить робота?

Дальше разыгрывается реальная ситуация: муж, глядя на страдания жены, потерявшей сына, дарит ей ребенка-робота, паренька лет восьми.

Создатели фильма выносят на первый план психологическую проблему матери, столкнувшейся с ребенком-роботом. Внешне обычный пацан то и дело откалывает номера, от которых у мамаши начинает капитально ехать крыша. С одной стороны, он пишет ей большими буквами умилительные письма типа "МАМОЧКА, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ", но вместе с этим мать видит, как пришедшие чинить его механики возятся в его электронных внутренностях, протирают платы, прозванивают контакты, а сам он с интересом наблюдает за происходящим, то и дело уверяя мамочку в своей любви.

Следующий виток сюжета происходит, когда из больницы возвращается таки выживший настоящий сын. Следует обычная история братьев-сестер, делящих мать. Унижения соперника по причине того, что он "не настоящий" становится лейтмотивом отношений сводных детей. Позже к "наездам" на паренька-робота подключаются еще и друзья сыночка.

Понятно, что после нескольких подлых проделок братца сотоварищи, мать скрепя сердце, решает, подобно Герасиму, сдать своё "Му-му" на переплавку: они едут в футуристическом автомобиле, на коленях у кибермальчика его любимая игрушка-робот - медвежонок Тэдди; мальчик все допытывается о цели поездки, мать же, стойко глотая слезы, ведет авто.

Вот уж близок "черный замок", но сердце не камень, мать сворачивает на грунтовку, и, заехав порядочно в лесные чащи, сообщает малышу, что ему придется здесь остаться. Навсегда. Остаться одному? С Тэдди. Это игра? Не игра. Держись подальше от людей, особенно от "черного замка" иначе ОНИ тебя поймают. Дальше идут душещипательные сопли про любовь к мамочке, в общем, футуристическое авто эффектно скрывается в дорожной пыли, оставив на обочине глухого леса детскую фигуру.

И вот тут-то создатели картины ставят жирную точку и сообщают, дескать, мол, дорогие зрители, по части социальной проблематики мы свою норму отработали, и теперь уж нам позвольте оттянуться в полный рост.

Следующая часть фильма - это игра с роботизированными воплощениями человеческих чувств: робот-нянька ищет себе ребенка, чтобы за ним ухаживать, робот-ребенок ищет способ вернуться домой к своей маме, робот-жиголо меряет всех женщин одной меркой. Зрители резко перестают скучать по причине мощного потока спецэффектов, динамичных погонь и прочего экшена. Но это возбуждение имеет скорее грустный, чем веселый оттенок. Мир жесток, люди свиньи, а жизнь - это вечное возвращение домой, которого не существует.

Создатели не удержались от концовки в стиле тарковскинского "Соляриса": мальчику-роботу все же удается "вернуться домой" к маме - добрые роботы будущего создают на основе его воспоминаний тот самый "дом" и на основе ДНК маминых волос, соответственно, и "маму". Сбылась мечта идиота.


Автор: Равве Р.
Дата: 6 февраля 2006


По теме:

  • Протез любви - беседа проведенная в эфире Радио Свобода о фильме Стивена Спилберга "Искусственный интеллект".
  •  
       


    (С) «УрбанФабр»
    urbanfabr@mail.ru
    Rambler's Top100